отчет о результатах самообследования 2021 год

Информационная справка об образовательном учреждении.
В целях приведения Устава в соответствие с требованиями законодательства
Российской Федерации, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным
законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» на основании Постановления Администрации муниципального
образования Алапаевское от 28.12.2015г. № 1232 утвержден Устав учреждения в новой
редакции.
Сокращенное наименование учреждения – МОУ ДО «ППМС-центр МО
Алапаевское».
Юридический адрес Учреждения:
624691 Свердловская область, Алапаевский район,
р.п. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская, 20а.
Лицензия серии 66ЛО1 № 0004839 от 20 февраля 2016г., выдана Министерством
общего и профессионального образования Свердловской области, регистрационный №
18279, срок действия: бессрочно.
Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного
образования «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи
муниципального образования Алапаевское» утвержден Постановлением Администрации
муниципального образования Алапаевское 11 января 2022г. № 9.
Программа развития МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» на 2021-2023 гг.
Численность персонала в 2021 - 2022 учебном году: общая численность работников
учреждения – 12, в том числе основного состава педагогических работников – 8.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным
образованием Алапаевское для оказания услуг в целях обеспечения реализации
предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в
сфере
дополнительного
образования,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы коррекционно-развивающей, профилактической и
просветительской направленности.
Основными целями деятельности ППМС-центра являются: осуществление
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской направленности;
предоставление психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации.
Задачи:
1) оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям,
родителям (законным представителям);
2) оказание психолого-педагогической и социальной помощи детям, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, в том числе детям с ограниченными возможностями
здоровья, детям-инвалидам, несовершеннолетним обучающимся;
3) осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии;
4) осуществление комплексной работы по предупреждению неблагополучия детей и
подростков в образовательной и социальной среде.
Образовательный процесс центра регламентируется годовым учебным планом,
календарным графиком, в формировании которого участвуют все сотрудники. Педагоги
планируют деятельность в соответствии с поставленными задачами и особенностями
контингента учащихся, самостоятельно разрабатывают инструменты внутреннего
контроля качества своей деятельности. Существует система внешнего контроля качества
оказываемой помощи, осуществляемая силами администрации, методическим
объединением, педагогами, родителями с использованием метода наблюдения, опроса.

Текущий мониторинг показателей результативности образовательного процесса дает
основания считать работу педагогов эффективной.
Образовательную деятельность в Центре осуществляют 2 учителя-логопеда, 1
социальных педагога, 2 учитель-дефектолог, 4 педагога-психолога. Укомплектованность
педагогическими кадрами на начало года составляла 100 %.
Высшую квалификационную категорию
имеют
2 педагога, первую
квалификационную категорию – 2 педагога, без категории –4 педагогов (в данной
должности менее 2 лет или имеют соответствие занимаемой должности).
В рамках реализации поставленной цели в течение учебного года приведены в
соответствие локальные акты учреждения, модифицирована образовательная и рабочие
программы, согласованы и утверждены планы и программы по комплексному
сопровождению детей и подростков, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; велась база данных
по детям, получивших комплексную психолого-медико-психологическую помощь у
специалистов ТМПМПК, что позволило оптимизировать учет детей с особыми
образовательными потребностями.
Особенностью работы ППМС-центра в 2021 году является организованная
систематическая работа и улучшение качества оказываемых образовательных услуг по
коррекционно-развивающему направлению для детей имеющих статус ребенок- инвалид и
статус дети с ОВЗ, при этом динамичное развитие и совершенствование услуг,
оказываемых педагогами, не уменьшилось, о чем свидетельствует увеличение количества
детей, подростков, родителей, педагогов, которым была оказана психологопедагогическая и медико-социальная помощь.
Услугами Центра пользуются несовершеннолетние в возрасте от 0 до 18 лет,
обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных
представителей) и направленные образовательными или лечебно-оздоровительными
учреждениями с согласия родителей.
Образовательный процесс осуществляется с использованием дополнительных
общеобразовательных программ коррекционно-развивающей направленности.
Учитывая актуальные потребности современных детей и подростков МО
Алапаевское, анализ предшествующей работы, запрос со стороны образовательных
организаций, педагогический коллектив ППМС – центра в учебном году при реализации
задач использовал в работе основные направления своей деятельности, а именно:
диагностическое,
коррекционно-развивающее,
профилактика-просветительское,
консультативное и экспертное.
Диагностическое направление.
В течение учебного года педагоги осуществляли раннее выявление детей и
подростков с нарушениями в развитии с помощью комплексной психологопедагогической диагностики. Диагностикой в 2021 году охвачено 687 детей МО
Алапаевское.
Комплексная психолого-педагогическая диагностика
Возраст

Специалисты
учитель-логопед

До 3-х лет
3- 5 лет
6-7 лет
Младшие школьники
Подростки

0
23
203
3
0

педагог-психолог
дефектолог
5
16
171
2
0

0
0
209
15
40
3

виды диагностик:










Диагностика учебной мотивации;
Диагностика зоны актуального развития;
Диагностика школьной зрелости;
Диагностика уровня речевого развития;
Диагностика устной и письменной речи;
Диагностика познавательного развития;
Диагностика детско-родительских отношений;
Диагностика уровня тревожности;
Диагностика трудностей в обучении.

Аналитическая справка школьной зрелости
будущих первоклассников МО Алапаевское
за 2021 год
Уровень готовности

Рекомендации

Всего
обследо
вано

Успеш
ный

Достато
чный

Условн
одостато
чный

Недост
аточны
й

Повторн
ое
обучение
в ДОУ

№
п/
п

Населенный
пункт

1

МДОУ
«Коптеловский
д.с.»

31

2

6

17

6

3

2

Дошкольная
группа
Самоцветская
СОШ
Дошкоьная
группа
Ялунинская
СОШ

7

-

2

1

4

-

14

-

5

5

4

6

-

3

2

1

5 (1 из
количест
ва
условно
–
достаточ
ный
уровень
и 4 из
недостат
очного)
-

3

4

МДОУ
«Останинский
д,с.»

ПМПК

6 (из колва
условно
–
достаточ
ного и
недостат
очный
уровень,
повторны
й
уровень»
)
1 (из
недостат
очного
уровня0
1 (из
условно
–
достаточ
ный
(понижен
ыый0)

1 (из
недостат
очного
уровня)

4

5

6

7
8

Д.с. № 22 пгт.
Верхняя
Синячиха
Филиал «д.с. №
22 пгт. Верхняя
Синячиха» Бубчиковский
д.с.
МДОУ д.с. п.
Заря
Филиал Д.с. п.
Заря Голубковский
д.с.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6

-

3

2

1

-

2 (1 из
количест
ва
«недоста
точный
уровень»
и 1 из
условно достаточ
ны)
6 (после
1 класса
из
условно
–
достаточ
ного
уровня)

9

Филиал Д.С. п.
Заря Кировский д.с.

17

-

3

13

4

1
0

Филиал д.с. п.
Заря Толмачевский
д.с.
МДОУ
«Арамашевски
й д.с.»

-

-

-

-

-

-

-

15

-

11

3

1

-

-

-

-

-

-

-

1 (из
недостат
очного
уровня)
-

5

-

-

4

1

5

-

21

3

9

4

4

2 (1 из
условно
–
достаточ
ного
уровня и
1 из
недостат
очного
уровня)

2 (из
недостат
очного
уровня)

1
1

1
2
1
3

1
4

Филиал МДОУ
«Арамашевски
й д.с.» Деевский д.с.
Филиал МДОУ
«Арамашевски
й д.с.» Раскатихински
й д.с.

МДОУ
Костинский
д.с.

5

1
5

Филиал
МДОУ
«Костинский
д.с.» Невьянский
д.с.

13

1
6

Филиал МДОУ
«Костинский
д.с.» Клевакинский
д.с.
Филиал МДОУ
«Костинский
д.с.» Ярославский
д.с.
МДОУ детский
сад № 19 пгт.
Верхняя
Синячиха
Филиал МДОУ
Д.С. №19 Н.Синячиха

7

-

4

2

1

-

-

12

-

6

6

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

7

-

3

2

2

1 (из
недостат
очного)

2 (1 из
условнодостаточ
ного и 1
недостат
очного
уровня)

-

-

-

-

-

-

-

38

3

22

11

2

1 (из
недостат
очного
уровня)

199

5

80

80

33

2 (из
условно
–
11достат
очного
уровня)
18

1
7

1
8
1
9

2
0
2
1

МДОУ «д.с.
Солнышко»
МДОУ «д.с.
Левушка»

Итого:
Не обследованы 6
ДОО по причине
отсутствия заявок
от учреждений и
из-за перехода
учреждения на
дистанционный
режим работы

-

3

8

3 (1 из
условно
–
достаточ
ного
(пониже
нный), 2
из
недостат
очного)

2

26

Результаты диагностики «Уровня школьной зрелости» будущих первоклассников
МО Алапаевское показали, что из обследованных детей по заявкам образовательных
организаций, а это 199 детей, имеют: 5 ч. (2%) – успешный уровень; 80 ч. (40%) –
достаточный уровень; 80 ч. (40%) – условно-достаточный; 33 ч. (17%)– недостаточный.
83% от общего количества обследованных детей владеют успешным и достаточным и
условно достаточным уровнями подготовки к обучению в школе. Рекомендовано
6

повторное обучение в ДОО 18 чел. (16%) и 26 чел. (22%) на ПМПК из числа
воспитанников условно – достаточный и недостаточный уровень готовности. Проблемы в
развитии пространственно-временных представлений, причинно-следственных связей,
счетных операций, недостаточный запас представлений об окружающем мире; не
формирован навык звукового анализа и синтеза; необходимы занятия с логопедом и
дефектологом; уровень развития ниже возрастной нормы, выраженная задержка
познавательного развития и незрелость эмоционально-волевой сферы, рекомендованы
занятия с педагогом- психологом.
Сравнивая результаты за прошедшие два учебных года, мы наблюдаем, что все же
остается увеличение количества детей «группы риска», а это дети с условно достаточным и недостаточным уровнями развития.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЗА 2019 - 2021 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
200

149

160

139

успешный

150
100
50

8

5

33

достаточный
"группа риска"

0

2019-2020 уч.г.

2020-2021 уч.г.

Это связано, прежде всего, с тем, что количество детей с различными проблемами
становится больше в первую очередь это дети с ограниченными возможностями здоровья.
У многих детей они носят сочетательный характер, и такие дети нуждаются в
комплексной
психолого-медико-педагогической
помощи.
В
образовательных
организациях МО Алапаевское недостаточно специалистов, а именно, психологов,
логопедов, дефектологов, которые бы на местах своевременно оказывали психологопедагогическую помощь. Результаты диагностики школьной зрелости подготовлены и
переданы в образовательные организации. Со всеми родителями детей не готовых к
обучению в школе и с педагогами образовательных учреждений специалисты центра
провели обширную разъясняющую работу:
 Консультативные занятия с родителями и детьми.
 Рекомендовано ПМПК
 ПМПк
 Индивидуальные консультации с педагогом-психологом, учителемдефектологом и учителем-логопедом по проблеме психофизического
развития ребенка.
 Методическое сопровождение родителей и педагогов по проблемам детей,
испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии
и социальной адаптации.
Таким образом, диагностическое направление показывает, что большое количество
обучающихся на разных этапах развития и обучения нуждаются в коррекционноразвивающей и профилактической помощи специалистов и такая помощь детям должна
оказываться в школах, детских садах и центрах.
Коррекционно-развивающее направление.
Показаниями для коррекционно-развивающей работы являлись результаты
индивидуальной диагностики. Выбор учебных программ для групповой и индивидуальной
работы связан с особенностями нарушений, выявленных в ходе диагностики.
7

Образовательный
процесс
осуществлялся
по
дополнительным
общеобразовательным программам коррекционно-развивающей направленности, который
реализовывался на базе учреждения учителями-логопедами, учителем-дефектологом,
педагогом-психологом, социальными педагогами.
Всего в рамках необходимой помощи учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
педагога-психолога, социального педагога, педагога-психолога через психологопедагогическое сопровождение в форме коррекционно-развивающих занятий, получили
236 обучающихся, из них 146 детей занимались индивидуально, 90 человек - в группе в
том числе 18 детей с ОВЗ, что составляет 0,07 % от общего количества детей. Родителям,
имеющих детей со сложными нарушениями в развитии, были предложены консультации
врачей (психиатра, сурдолога, отоларинголога, невролога, педиатра и др.), курс
физиомассажа, ЛФК, лечение в НПЦ «Бонум».
Доля обучающихся по программам дополнительного образования детей составляет
100 %. Отношение количества обучающихся по программам дополнительного
образования к общему числу обучающихся в образовательной организации составляет 100
%.
В процессе сопровождения детей педагоги использовали в образовательном
процессе специальные педагогические подходы и методы комплексной психологопедагогической коррекции и социально-педагогической реабилитации.
Программы дополнительного образования детей реализуются педагогами Центра
по востребованным направлениям, в том числе в рамках взаимодействия с учреждениями,
предприятиями и организациями на территории МО Алапаевское.
Результаты освоения учащимися коррекционно-развивающих программам
№

1.
2.

3.
4.

Коррекционно-развивающие программы
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи
младших школьников 7-11 лет
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего
дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии
психических процессов
Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет
подготовка к школе
Коррекция нарушений речевого развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста

Процент освоения
2021-2022 уч. год
65%
83%
85 %
70%

Результат освоения учащимися по дополнительным общеобразовательным
программам и программам профилактической направленности
№
1.
2.
3.

Профилактическая программа
Профилактическая программа «Мой ВЫБОР» для
подростков
Дополнительная общеобразовательная программа «Я
выбираю общение» для младших школьников
Дополнительная общеобразовательная программа
«Психологическая помощь участникам образовательного
процесса, в целях повышения результатов обучения
выпускных классов»

Процент освоения
2019-2020 уч. г.
88%
90%
нет

8

Средний показатель результатов освоения по коррекционно-развивающихся
программам составил 76%.
Показатель результатов освоения программы профилактической направленности
составил 90%.
Результаты коррекционной работы показали положительную динамику развития у
всех детей, обучавшихся по коррекционно-развивающим программам.
Коррекционная работа проводилась в тесном сотрудничестве с педагогами и
родителями в разных формах: родительские собрания, «круглые столы», консультативные
занятия, индивидуальные и подгрупповые консультации, обучающие занятия
(практикумы), решение проблемных ситуаций «Здесь и сейчас». В помощь для
закрепления полученных знаний педагогам образовательных организаций и родителям
была предложена методическая литература и пособия:
 по развитию мелкой моторики;
 по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи;
 по автоматизации звуков;
 по развитию начальных навыков чтения.
Консультативные занятия являются одной из форм профилактики рисков через
решение проблем в обучении, особенно для детей района.
С сентября 2021 года педагогом-психологом Чулкиной М.М. реализуется
дополнительная адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ «Мы
вместе». Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Программа предусматривает развитие базовых сенсорных эталонов. Основной
акцент в работе заключается в том, что программа разработана для реализации и
накопления полисенсорного опыта детей с ОВЗ в ходе игр, предметно-практической
деятельности, взаимодействия с взрослыми.
Для обучающихся подростков с ОВЗ учащиеся ВССОШ № 3 социальным
педагогом Казанцевой Н.П. организована и проведена экскурсия в Агропромышленный
техникум по профориентации «Шаг к будущей профессии».
Несколько лет на базе ППМС-центра функционирует группа «Развитие» для детей
старшего дошкольного возраста, цель - обеспечение возможности получения «стартового
образования» детям, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации и
детям с ОВЗ, через коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование
личности и адаптацию в социуме с комплексным подключением всех специалистов
Центра. В течение года группу посещало 8 человек.
Количественный охват неорганизованных детей по
коррекционно-развивающему направлению
за период 2019 - 2021 учебные годы

7
2019-2020 уч.г.
2021-2022 уч.г.

19

Практиковалась следующая просветительская и консультативная работа с
родителями данной группы:

Обучающие занятия «Школа безопасности», «Безопасность ребенка в
условиях поселка», «Если ты один дома».

9


Родительские собрания по темам: «Требования к уровню речевого развития
при подготовке к школе», «Ребенок на пороге школы», «Делу время, потехе час»,
«Учимся, играя».

Выставка коллективного творчества родителей и детей по теме:
«Удивительный мир космоса», «Земля – наш дом», «Помним, любим и скорбим»,
«Пасхальное яйцо».

Конкурс чтецов, тема «Моя любимая мама».

Тематические занятия и экскурсии в библиотеке с детьми старшего
дошкольного возраста.

Совместные праздники:

«День Знаний».

«Осень в гости к нам пришла».

«Наш веселый Новый год»

«Как, здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

«Мышиный переполох».

Масленица.

«Праздник весны, цветов и любви».

Онлайн – выпускной «Есть на свете такая страна…»

Инструктажи по технике безопасности с группой Развитие.

Информирование родителей, через информационный стенд и группу в
мессенджере (рекомендации, памятки, буклеты).

Участие в днях правовой помощи через сайт ППМС-центра.
Анализ коррекционно-развивающей работы показывает, что при условии
регулярного посещения занятий и выполнения рекомендаций педагогов центра,
своевременная медикаментозная коррекция дает положительную динамику и результаты в
развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая
работа решалась путем взаимодействия всех участников образовательного процесса ОО и
специалистов других социальных структур.
Консультативное направление.
В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые
существенно осложняют психическое развитие подрастающего поколения. Эти условия
формируются под влиянием целого комплекса социально-психологических и
биологических факторов, таких как, увеличение количества патологии беременности,
родового травматизма, неблагоприятная экологическая обстановка, неуклонный рост
количества разводов и конфликтов в семье, психолого-педагогическая некомпетентность
родителей, возрастающая интенсивность их нагрузок на работе, миграционные процессы,
происходящие в обществе и т.д.
Анализ количества обращений в ППМС-центр показывает, что приоритет
составляет самостоятельные обращения родителей (законных представителей) – 70%, 30%
- социальные структуры, образовательные организации.
В 2020-2021 учебном году велась работа по заявкам учреждений МО Алапаевское
всего 43 заявки, запрос от ОО: диагностика ЗАР, ШЗ – 21, беседы с подростками – 10,
родительские собрания - 7, «круглый стол» с педагогами - 3, обучающий семинар - 2.
Заявки выполнены в полном объеме.
Тематика консультаций (обращений):
 Диагностика устной и письменной речи.
 Диагностика зоны актуального развития.
 Диагностика уровня речевого развития.
 Школьная зрелость.
10

 Оказание методической помощи педагогам по психолого-педагогическому
сопровождению детей с ОВЗ в образовательном процессе.
 «Круглый стол» для педагогов, тема «Особенности воспитательного
процесса подростков».
 Родительское собрание, тема «Особенности адаптационного периода
пятиклассника. Помощь родителя ребенку».
 Помощь родителю и ребенку при подготовке выпускных экзаменов.
 Буллинг. Варианты выхода из ситуации.
 Индивидуальные консультации, тема «Трудности в общении со
сверстниками»;
 Индивидуальные консультации, тема «Отклоняющееся поведение детей,
гиперактивность».
 Консультации, тема «Определение образовательного маршрута ребенка».
 Консультации, тема «Познавательное развитие детей дошкольного
возраста».
 Консультации, тема «Причины речевых нарушений и пути их устранения».
 Родительское собрание, тема «Как воспитывать в детях самостоятельность и
ответственность за свои поступки».
 Как справиться с нагрузкой на онлайн обучении ребенку и родителю.
 Рекомендации психолога подросткам в период онлайн обучения на
карантине.
 Что делать, когда требования к обучению выросли в два раза, а учителя
рядом нет.
 Чем занять себя на карантине, чтобы не впасть в депрессию.
 Консультации, тема «Как научить ребенка говорить».
За 2021 год педагогами было проведено 1436 консультации, из них –1205 для
родителей, для педагогов и администрации ОУ -120, для подростков –111, в том числе
экстренной службой Детского телефона доверия принято 408 звонков.
Педагогами Центра проводились профилактические беседы с семьей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации.
Темы консультаций /бесед:
 Детско-родительские отношения.
 Школьная зрелость.
 Проблемы в обучении.
 Проблемы принятия себя.
 Асоциальное поведение.
 Взаимоотношения детей и родителей в семье.
 Детские возрастные кризисы.
 Проблемы воспитания и обучения несовершеннолетних детей.
 Формирование жизненной перспективы подростка.
 Профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ.
 Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.
 Непослушание, капризы, раздражительность детей.
 Как готовить ребенка к школе.
 Если ваш ребенок не говорит.
 Как помочь ребенку учиться.

11

Количество обратившихся за консультативной помощью
за период 2020-2021 годы
1468

родители

1205

1500
1000
500

педагоги и
администрация
134 101

120 101

подростки

0

2020 год

2021 год

Граждане, обратившиеся за помощью, через телефон получают поддержку в форме:
консультаций специалиста, информирование об оказании образовательных услуг,
предварительная запись к педагогам, снятие психологического стресса и экстренная
психологическая помощь через службу «Телефон Доверия».
Количество обратившихся граждан
через телефон за 2018 - 2020 учебные годы
Обращения
2019-2020
2020-2021
учебный год
учебный год
Учитель-логопед
86
92
Педагог-психолог
78
87
Учитель-дефектолог
21
44
ПМПК
58
74
Звонки в службу
267
408
«Телефон Доверия»
Итого обращений:
510
705
Количество обращений граждан через телефон
за период 2019- 2021 уч. г.
384

2019-2020 уч.г.
510

2020-2021 уч. г.

Консультативная работа востребована в МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское»
и проводится в разных формах, с различными возрастными группами детей, подростков и
родителями. Увеличилось количество впервые обратившихся за консультативной
помощью в Центр, т.к. проведена большая работа по популяризации услуг для населения.
Треть обратившихся за консультацией по проблемам развития и обучения обращаются
повторно, и в дальнейшем приходят со своими проблемами в воспитании и обучении
детей, получают последующие консультации.
Более интересны и значимы такие формы как тренинги, индивидуальные беседы,
родительские собрания, где дети, подростки и родители, активные участники в
обсуждении значимых для них проблем.
Профилактика - просветительское направление.
12

Профилактика - просветительская деятельность в ППМС-центре одна из наиболее
актуальных видов работ для педагогов, т.к. именно это направление деятельности
нацелено на предупреждение проблем, связанных с отклонениями в развитии и поведении
детей. Правильная организация профилактической и просветительской деятельности
позволяет перейти на новую ступень взаимодействия в целом, т.к. все участники
образовательного процесса, находятся на нормативном уровне, что позволяет
контролировать и координировать учебный и воспитательный процесс.
Профилактика-просветительская работа была направлена на разработку
конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в
вопросах воспитания, обучения, коррекционно-развивающего сопровождения с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков с трудностями в обучении.
Специалистами ППМС-центра разработаны памятки родителям «Какими Вы
хотите видеть Ваши отношения с ребенком?», «Что должен знать ребенок в каждом
возрасте», памятки подростку «Каким ты хочешь видеть себя в будущем? Правила и
обязанности – зачем они?», «Правила эффективного поведения в конфликте», которые
распространены в образовательных учреждениях МО Алапаевское и размещены на сайте
учреждения.
Профилактика-просветительское
направление
осуществлялось
с
детьми,
подростками, родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации с привлечение
педагогов образовательных учреждений и других социальных структур (ТКДНиЗП,
Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской
области «Центр социальной помощи семье и детям города Алапаевска», ГБУЗ СО
«Алапаевская ЦРБ», социальным работником, психологом).
При социально-педагогическом сопровождении детей и их семей использовались
такие формы:
 Ранняя комплексная диагностика психологического развития;
 Выездные и тематические консультации социального педагога, учителядефектолога, педагогов-психологов;
 Профилактические беседы;
Осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей
инвалидов.
Проведены мероприятия, направленные на социализацию детей-инвалидов:
 Индивидуальные консультативные и коррекционно-развивающие занятия с
логопедом, психологом, социальным педагогом.
 Участие детей ОВЗ в праздниках: «Как Баба Яга весну украла», «Лесной
переполох».
 4 детей - инвалидов посещали коррекционно-развивающие занятия у специалистов.
С целью формирования родительской компетентности в течение года педагогами
ППМС-центра разработаны следующие материалы:
 Распространение методических разработок (буклеты, памятки, статьи):
 «Школьный буллинг – как причина возникновения суицидального поведения у
несовершеннолетних».
 «Телефон «Доверия».
 Памятки для родителей, педагогов: разработка теста «Какой вы родитель?», «Как
помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе», Информационный буклет о ППМСцентре.
 Анкетирование педагогов и родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в
вопросах воспитания и обучения детей».
 СМИ газета «Невестник» размещена статья о деятельности ППМС-центра в августе
2021 г., подготовлены для размещения в рубрике психолога материалы по темам
13

буллинга, взаимоотношений родителя и ребенка, разрешения конфликтов, телефона
доверия.
 «Социально-психологическое тестирование обучающихся на предмет раннего
выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в
ОО МО Алапаевское»
В течении года проведены выездные программы профилактической и
просветительной
направленности,
а
также
программа,
направленная
на
профориетационную работу с подростками для выпускных классов.
Специалисты Центра совместно с родителями и детьми участвовали в следующих
акциях (распространение информации):
Всемирный день Здоровья (листовки, памятки): «Откажись от сигареты», «Знать,
чтобы жить».
Всемирный день борьбы со СПИДОМ, буклет «Как уберечься от ВИЧ-инфекции».
В рамках просветительской деятельности ЦСПСиД г. Алапаевска проводится
мероприятия, направленные на:
- профилактику социального сиротства;
- профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- повышение уровня психологического комфорта населения на обслуживаемой
территории;
- распространение информации о работе Центра.
Мероприятия, запланированные для проведения в образовательных организациях,
реализованы не в полном объеме в связи с введением на территории Свердловской
области ограничительных мер в связи с неблагоприятной эпидемиологической
обстановкой.
МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» в 2021 году осуществлял
просветительскую деятельность и являлись слушателями и участниками в следующих
мероприятиях:
•
Участие в областной онлайн конференции ППМС-центров Свердловской
области.
•
Участие в областной конференции ПМПК комиссий Свердловской области.
Участие в областных вебинарах и супервизиях, проводимых ГБУСО «ППМС центр
Ресурс».
•
Участие в областном форуме Психологов «Психологическое образование:
современный вектор развития», г. ЕКАТЕРИНБУРГ
•
Участие в онлайн-форуме на базе ГБОУ СО «Центр психолого-медикосоциального сопровождения «Речевой центр» онлайн форума «О технологиях
сопровождения детей с РАС в общеобразовательной организации». (2 специалиста
Центра)
•
Участие в совете директоров и заместителей детских садов на базе МОУ
ДПО «ИМЦ». Тема: «Планирование работы на 2021-2022 учебный год». Выступление
педагога – психолога.
•
На территории Центра проведено ММО специалистов коррекционной
педагогики. Тема: «Психологическая поддержка специалистов ОО» (Участвовало 16
специалистов образовательных организаций МО Алапаевское).
•
Участие в ВКС, областное методическое объединение «Организация
проектной деятельности обучающихся в условиях инклюзивного образования», участники
педагоги – психологи и учитель-дефектолог.
•
Участие в семинаре на базе ГАНОУ СО «Дворец молодежи», по теме
«Профориентация обучающихся: тенденции и тренды» 1 педагог - психолог.
•
Участие в вебинаре «Как научить ребёнка быстро читать». Онлайн-Регина
Каримова, г.Москва. (учитель – дефектолог).
•
Вебинар «Дети с ОВЗ в школе: правовые нормы и практика». Частное
14

образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«ЛОГОПЕД-ПРОФИ». (учитель – логопед)
•
Участие в муниципальном родительском собрании через систему
•
ZOOM:
- 28.10.2021г. Темы: «создание условий для получения психолого-педагогической
помочи обучающимся в образовательных организациях МО Алапаевское». Документация
ППМК.
- 11.11.2021г. Тема: «Организация психолого-педагогических консилиумов в
Образовательных организациях», через платформу ZOOM (директор учитель-дефектолог
(председатель ПМПК))
- 16.12.2021г. Тема: «Особенности организации деятельности специалистов
(педагога-психолога, социального педагога) образовательного учреждения в условиях
введения новых профессиональных стандартов»
•
20.10.2021г. Участие в онлайн – семинаре ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс»
специалистов ТПМПК на тему: «Организация комплексного обследования обучающихся с
тяжелыми множественными нарушениями развития» (Специалисты ПМПК комиссии)
•
27.10.2021 Участие в онлайн - вебинаре ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс». Тема:
«Особенности деятельности ПМПК и ППк. Сходства и различия» (директор, педагог психолог)
•
21.10.2021 Участие в онлайн - вебинаре ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс». Тема:
«Подвижные игры и упражнения для детей раннего возраста с синдромом дефицита
внимания и гиперреактивностью (директор, педагог – психолог)
•
20.10.2021 Онлайн – формат, через систему ZOOM. Выступление на
муниципальном ММО педагогов, работающих в старших и подготовительных группах.
Тема: «Технология ранней социализации дошкольников, как залог успешной адаптации к
школе». ПМПК документация
•
8.11.2021 Участие во II Всероссийской конференции в режиме онлайн:
«Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (директор, учитель –
дефектолог)
•
9.11.2021г. Онлайн – конференция ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс»
«Естественные жизненные ситуации, как ежедневная возможность обучения и улучшения
функционирования ребенка и семьи» (директор, специалисты ПМПК)
•
25.11.2021г. Онлайн НПК ГАОУДПО СО «ИРО» тема: «Непрерывное
образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: результаты, опыт, перспективы» (директор,
специалисты центра)
•
11-12.11.2021г. Вебинар «Система оценки качества образования: регион
муниципалитет образовательные организации», (директор, специалисты центра)
•
23.11.2021г. II Всероссийская конференция «Семья в современном
обществе: технологии помощи и поддержке» (специалисты центра)
•
16.12.2021г. III Международная НПК «Образование детей с нарушениями
ОДА: равные возможности – новые перспективы» (педагог – психолог)
•
Семинар ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс» «Организация среды для
•
оптимального развития ребенка раннего возраста и повышение качества
жизни семьи»
•
АИ и ПР «ЭДУ Трэвел Эдженси на базе образовательной платформы
SKLAD» Курс повышения квалификации. Международный интенсив - курс «Методики
психолого-педагогической диагностики детей», (учитель- логопед)
•
22.12.2021 Слушатели Региональной конференции «Региональные практики
в сфере дополнительного образования детей» (директор)
•
16-17.12.2021 слушатели всероссийской конференции «Инклюзивное
образование – 2021. Создание эффективного образовательного пространства»,
Ассоциация руководителей Образовательных организаций (директор)
15

- в реализации социальных проектов муниципального и регионального уровня по
направлениям деятельности организации - развития волонтерского движения, пропаганды
ЗОЖ, школьных служб примирения.
ППМС-центром разработаны 5 онлайн информационно-методических материалов
по предоставлению психолого-педагогической помощи обучающимся, родителям
обучающихся, которые размещены на официальном сайте и страницах в социальных сетях
ППМС-центра.
Педагогами ППМС-центра разработаны памятки родителю «Какими Вы хотите
видеть Ваши отношения с ребенком?», памятки подростку «Каким ты хочешь видеть себя
в будущем? Правила и обязанности – зачем они?», «Правила эффективного поведения в
конфликте», которые распространены в образовательных учреждениях МО Алапаевское и
размещены на сайте учреждения.
Участие в конкурсах, выставках:

Создание и наполнение страницы ППМС-центра в Вконтакте «Помним,
гордимся!», апрель – май, 2021.

Проведение выставки, посвященной 75-летию Победы в ВОВ, для
неорганизованных детей и детей ОВЗ и их родителей, апрель – май, 2021.

ИМЦ конкурс по ДПИ для детей, тема «Символ года», 5 участников,
сертификаты, декабрь, 2021
Всего доля обучающихся по программам, принявших участие в конкурсах и других
мероприятиях, от общего числа обучающихся по программам за 2020-2021 учебный год
составила 31 %.
За период с марта по май 2021 год педагогами-психологами были созданы и
размещены на странице ППМС-центра на Ю-туб канале 3 видеоролика для детей и
родителей с рекомендациями психолога.
В целом работа по профилактическим направлениям востребована, и она
совершенствуется
ежегодно.
За
отчетный
период
количество
участников
образовательного процесса, принявших участие в профилактической работе разной
тематики, увеличилось, что отражено в сравнительном анализе профилактической и
просветительской деятельности за период 2019-2021 учебные годы.
Сравнительный анализ профилактико-просветительской
деятельности за период 2019-2021 годы
10
10
8
6
4
2

4

3

8

7

7

семинары
"круглый стол"

5
3

3

3

родительские собрания
конференции

0

0

0

2019-2020
уч. г.

2019-2020
уч.г.

конкурсы
ПМПк

С целью обмена положительным опытом коллектив Центра принимал активное
участие в муниципальных методических объединениях МО Алапаевское коррекционной
педагогики, руководителем ММО МО Алапаевское по коррекционной педагогике
является педагог-психолог центра Романова Л.В.
- Участие в ММО коррекционной педагогики. Реализация в дошкольных
учреждениях МО Алапаевское в онлайн режиме (посредством ZOOM-площадки)
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Психологическая
азбука
воспитателя»;
16

В МКОУ ДПО «ИМЦ» проведено ММО специалистов коррекционной
педагогики. Тема:
««Организация психолого-педагогических консилиумов в
Образовательных организациях», участвовало 16 специалистов образовательных
организаций МО Алапаевское; (Директор, учитель-дефектолог, педагог – психолог)
-

Курсы повышения квалификации:
- Курс повышения квалификации. Международный интенсив - курс «Методики
психолого-педагогической диагностики детей», (учитель- логопед Глазырина Е.В.);
- Курсы повышения квалификации: Развитие профессиональной компетентности
руководителей в рамках профессионального стандарта «Руководитель образовательной
организации», СДО ЦНОИ г. С. Петербург, 72 ч.
- АНО ДПО "ИПКИП "Дефектология ПРОФ" "Нейропсихологический подход к
коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)", 36 часов
- АНО "Институт дианализа" г. Новосибирск. "Теория и практика
дианалитического консультирования", 75 ч.
ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования", "Развитие профессиональной
компетентности специалистов, привлекаемых к осуществлению всестороннего анализа
результатов профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся
в целях установления квалификационных категорий в условиях подготовки к ведению
национальной системы учительского роста", 16 ч.
- АНО ДПО "ОЦ Каменный город". "Особенности организации образовательной
деятельности с детьми ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в соответствии
с ФГОС ДО", 72 часа.
- АНО ДПО "Высшая школа дополнительного образования". "Сенсорная
интеграция как эффективный метод коррекции различных отклонений в развитии",36
часов.
- Курсы повышения квалификации СПб Институт дополнительного образования
«Смольный» по программе: «Медиация. Современные технологии и методы разрешения
конфликтов в рамках образовательной организации», 72 ч. директор Скоморохова В.В.
В течение учебного года проводилась работа по повышению профессиональной
компетентности педагогов посредством участия в обучающих вебинарах, научнопрактических конференциях.
Экспертное направление.
Педагоги Центра систематически участвуют в экспертной деятельности:

Участие в экспертной комиссии по аттестации педагогических работников.

Участие в экспертном жюри на муниципальных педагогических чтениях.
На базе ППМС-центра функционирует территориальная психолого-медикопедагогическая комиссия МО Алапаевское. Проведено комплексное обследование детей с
ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении,
подготовлены рекомендации по оказанию детям психолого-педагогической помощи и
организации их обучения и воспитания. На ТПМПК МО Алапаевское обследован 145
ребенок.

Впервые обследовано - 55 человек.

Повторно обследовано - 90 человека.
Специалистами ТПМПК даны рекомендации, как родителям, так и педагогам по
сопровождению детей с ОВЗ в образовательном процессе:

Особенности организации образования.

Специальные образовательные условия.

Психолого-педагогическая коррекция.

Медицинское сопровождение.
17

Оказана консультативная помощь по вопросам:

Трудности в обучении.

Создание условий для проведения ГИА.

Основание для выбора форм ГИА.

Социальная адаптация детей с ОВЗ.
Востребованность логопедической, психологической и коррекционной помощи со
стороны родителей не уменьшилась, создается система раннего выявления и коррекции
нарушений в развитии детей.
Характеристика предметно-пространственной среды и материальнотехнического обеспечения МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское»
Здание, в котором располагается Центр, находится в центре поселка, недалеко от
ЦРБ, что удобно для посещения, как жителям поселка, так и района. Центр занимает
помещение общей площадью 286 кв. метров. С целью создания условий для реализации
образовательной деятельности помещение оборудовано мебелью и методическими
материалами, пособиями.
В Центре созданы условия, отвечающие требованиям СанПиН:
- помещения имеют естественное освещение;
- здание оборудовано системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и
горячего водоснабжения, канализацией, водостоками;
- содержание занятий и время их проведения соответствуют возрастным
особенностям детей и способствуют их гармоничному развитию;
- физическое воспитание детей направлено на улучшение состояния здоровья и
физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма,
формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
Прием заявлений для поступления в дополнительное образовательное учреждение
производится в течение календарного года.
Для проведения индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционноразвивающих занятий используются здоровьесберегающие и инновационные технологии.
Кабинеты Центра оборудованы согласно функциональным назначениям. Имеются
кабинет для педагога-психолога, учебный кабинет для социального педагога, два кабинета
для учителя-логопеда, кабинет консультаций для учителя-дефектолога, оборудованный
кабинет территориальной ПМПК МО Алапаевское, раздевалка и две приемные для
посетителей.
Положительные тенденции в деятельности Центра:
- активизировалось наполнение официального сайта учреждения в сети интернет в
соответствии с законодательством, в том числе работает раздел обратной связи,
- в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 "Об утверждении
Требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления
информации" для размещения информации на сайте создан специальный раздел
"Сведения об образовательной организации", страницы которого доступны без
дополнительной регистрации. Специальный раздел включает в себя ряд подразделов, в
числе которых: "Основные сведения"; "Структура и органы управления образовательной
организацией"; "Документы"; "Руководство. Педагогический (научно-педагогический)
состав"; "Платные образовательные услуги"; "Вакантные места для приема (перевода)
обучающихся"; "Доступная среда"; "Международное сотрудничество" и другие. Сайт
имеет версию для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья по зрению).
- Центр пополнен наглядно – дидактическим материалом, «работают»
информационные стенды: «Пожарная безопасность», «Уголок безопасности», «Для вас
18

родители», «Информационный стенд МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское», где
своевременно размещается информация для родителей, педагогов, посетителей,
- ведется электронная база данных по детям с ОВЗ, прошедших обследование в
ТПМПК и получивших психолого-педагогическую помощь у педагогов Центра, что
помогает в организации коррекционных мероприятий;
- в Центре начали реализовываться новые образовательные программы работы с
воспитателями и педагогами образовательных учреждений МО Алапаевское с целью
повышения психологической грамотности педагогов в работе с детьми.
ППМС - центр в рамках реализации государственной программы Свердловской
области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» и в
соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018г. № 164-Д «О реализации мероприятия «реализация
пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области», получил
оборудование
для
обследования
детей
территориальной
психолого-медикопедагогической комиссией МО Алапаевское. В Центре созданы условия для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии.
Центр работает в тесном сотрудничестве со всеми общеобразовательными
организациями МО Алапаевское, дошкольными образовательными организациями МО
Алапаевское, Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их
прав Алапаевского района, Управлением социальной политики г. Алапаевска и
Алапаевского района, ГБУЗСО «Алапаевская ЦРБ», общественными организациями пгт.
Верхняя Синячиха.
Выводы.
В течение 2021 года Центр обеспечивал реализацию дополнительных
общеобразовательных программ коррекционно-развивающей, профилактической и
просветительской направленности, предоставлял услуги психолого-педагогической и
медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
ППМС-центр
располагает
необходимыми
организационно-правовыми
документами на ведение образовательной деятельности, реальные условия, которые
соответствуют требованиям, содержащимся в них.
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Уставом
и лицензией на право осуществления образовательной деятельности. Воспитательная и
образовательная система ППМС-центра ориентирована на формирование у родителей
позитивного отношения к учреждению, на их активное участие в образовательном
процессе. Тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса
способствует оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации.
Повышение профессионального уровня педагогов Центра содействует укреплению
социально-профессионального статуса педагога, обобщению и распространению
положительного опыта в профессиональной среде. В итоге повышается психологопедагогическая компетентность всех участников образовательного процесса, правовая
осведомленность родителей и педагогов, что в конечном итоге помогает повышению
качества образования.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».