Информационная справка об образовательном учреждении. В целях приведения Устава в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании Постановления Администрации муниципального образования Алапаевское от 28.12.2015г. № 1232 утвержден Устав учреждения в новой редакции. Сокращенное наименование учреждения – МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское». Юридический адрес Учреждения: 624691 Свердловская область, Алапаевский район, р.п. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская, 20а. Лицензия серии 66ЛО1 № 0004839 от 20 февраля 2016г., выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, регистрационный № 18279, срок действия: бессрочно. Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи муниципального образования Алапаевское» утвержден Постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское 11 января 2022г. № 9. Программа развития МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» на 2021-2023 гг. Численность персонала в 2021 - 2022 учебном году: общая численность работников учреждения – 12, в том числе основного состава педагогических работников – 8. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Алапаевское для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской направленности. Основными целями деятельности ППМС-центра являются: осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской направленности; предоставление психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Задачи: 1) оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, родителям (законным представителям); 2) оказание психолого-педагогической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, несовершеннолетним обучающимся; 3) осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии; 4) осуществление комплексной работы по предупреждению неблагополучия детей и подростков в образовательной и социальной среде. Образовательный процесс центра регламентируется годовым учебным планом, календарным графиком, в формировании которого участвуют все сотрудники. Педагоги планируют деятельность в соответствии с поставленными задачами и особенностями контингента учащихся, самостоятельно разрабатывают инструменты внутреннего контроля качества своей деятельности. Существует система внешнего контроля качества оказываемой помощи, осуществляемая силами администрации, методическим объединением, педагогами, родителями с использованием метода наблюдения, опроса. Текущий мониторинг показателей результативности образовательного процесса дает основания считать работу педагогов эффективной. Образовательную деятельность в Центре осуществляют 2 учителя-логопеда, 1 социальных педагога, 2 учитель-дефектолог, 4 педагога-психолога. Укомплектованность педагогическими кадрами на начало года составляла 100 %. Высшую квалификационную категорию имеют 2 педагога, первую квалификационную категорию – 2 педагога, без категории –4 педагогов (в данной должности менее 2 лет или имеют соответствие занимаемой должности). В рамках реализации поставленной цели в течение учебного года приведены в соответствие локальные акты учреждения, модифицирована образовательная и рабочие программы, согласованы и утверждены планы и программы по комплексному сопровождению детей и подростков, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; велась база данных по детям, получивших комплексную психолого-медико-психологическую помощь у специалистов ТМПМПК, что позволило оптимизировать учет детей с особыми образовательными потребностями. Особенностью работы ППМС-центра в 2021 году является организованная систематическая работа и улучшение качества оказываемых образовательных услуг по коррекционно-развивающему направлению для детей имеющих статус ребенок- инвалид и статус дети с ОВЗ, при этом динамичное развитие и совершенствование услуг, оказываемых педагогами, не уменьшилось, о чем свидетельствует увеличение количества детей, подростков, родителей, педагогов, которым была оказана психологопедагогическая и медико-социальная помощь. Услугами Центра пользуются несовершеннолетние в возрасте от 0 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей) и направленные образовательными или лечебно-оздоровительными учреждениями с согласия родителей. Образовательный процесс осуществляется с использованием дополнительных общеобразовательных программ коррекционно-развивающей направленности. Учитывая актуальные потребности современных детей и подростков МО Алапаевское, анализ предшествующей работы, запрос со стороны образовательных организаций, педагогический коллектив ППМС – центра в учебном году при реализации задач использовал в работе основные направления своей деятельности, а именно: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактика-просветительское, консультативное и экспертное. Диагностическое направление. В течение учебного года педагоги осуществляли раннее выявление детей и подростков с нарушениями в развитии с помощью комплексной психологопедагогической диагностики. Диагностикой в 2021 году охвачено 687 детей МО Алапаевское. Комплексная психолого-педагогическая диагностика Возраст Специалисты учитель-логопед До 3-х лет 3- 5 лет 6-7 лет Младшие школьники Подростки 0 23 203 3 0 педагог-психолог дефектолог 5 16 171 2 0 0 0 209 15 40 3 виды диагностик: Диагностика учебной мотивации; Диагностика зоны актуального развития; Диагностика школьной зрелости; Диагностика уровня речевого развития; Диагностика устной и письменной речи; Диагностика познавательного развития; Диагностика детско-родительских отношений; Диагностика уровня тревожности; Диагностика трудностей в обучении. Аналитическая справка школьной зрелости будущих первоклассников МО Алапаевское за 2021 год Уровень готовности Рекомендации Всего обследо вано Успеш ный Достато чный Условн одостато чный Недост аточны й Повторн ое обучение в ДОУ № п/ п Населенный пункт 1 МДОУ «Коптеловский д.с.» 31 2 6 17 6 3 2 Дошкольная группа Самоцветская СОШ Дошкоьная группа Ялунинская СОШ 7 - 2 1 4 - 14 - 5 5 4 6 - 3 2 1 5 (1 из количест ва условно – достаточ ный уровень и 4 из недостат очного) - 3 4 МДОУ «Останинский д,с.» ПМПК 6 (из колва условно – достаточ ного и недостат очный уровень, повторны й уровень» ) 1 (из недостат очного уровня0 1 (из условно – достаточ ный (понижен ыый0) 1 (из недостат очного уровня) 4 5 6 7 8 Д.с. № 22 пгт. Верхняя Синячиха Филиал «д.с. № 22 пгт. Верхняя Синячиха» Бубчиковский д.с. МДОУ д.с. п. Заря Филиал Д.с. п. Заря Голубковский д.с. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6 - 3 2 1 - 2 (1 из количест ва «недоста точный уровень» и 1 из условно достаточ ны) 6 (после 1 класса из условно – достаточ ного уровня) 9 Филиал Д.С. п. Заря Кировский д.с. 17 - 3 13 4 1 0 Филиал д.с. п. Заря Толмачевский д.с. МДОУ «Арамашевски й д.с.» - - - - - - - 15 - 11 3 1 - - - - - - - 1 (из недостат очного уровня) - 5 - - 4 1 5 - 21 3 9 4 4 2 (1 из условно – достаточ ного уровня и 1 из недостат очного уровня) 2 (из недостат очного уровня) 1 1 1 2 1 3 1 4 Филиал МДОУ «Арамашевски й д.с.» Деевский д.с. Филиал МДОУ «Арамашевски й д.с.» Раскатихински й д.с. МДОУ Костинский д.с. 5 1 5 Филиал МДОУ «Костинский д.с.» Невьянский д.с. 13 1 6 Филиал МДОУ «Костинский д.с.» Клевакинский д.с. Филиал МДОУ «Костинский д.с.» Ярославский д.с. МДОУ детский сад № 19 пгт. Верхняя Синячиха Филиал МДОУ Д.С. №19 Н.Синячиха 7 - 4 2 1 - - 12 - 6 6 - - - - - - - - - - 7 - 3 2 2 1 (из недостат очного) 2 (1 из условнодостаточ ного и 1 недостат очного уровня) - - - - - - - 38 3 22 11 2 1 (из недостат очного уровня) 199 5 80 80 33 2 (из условно – 11достат очного уровня) 18 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 МДОУ «д.с. Солнышко» МДОУ «д.с. Левушка» Итого: Не обследованы 6 ДОО по причине отсутствия заявок от учреждений и из-за перехода учреждения на дистанционный режим работы - 3 8 3 (1 из условно – достаточ ного (пониже нный), 2 из недостат очного) 2 26 Результаты диагностики «Уровня школьной зрелости» будущих первоклассников МО Алапаевское показали, что из обследованных детей по заявкам образовательных организаций, а это 199 детей, имеют: 5 ч. (2%) – успешный уровень; 80 ч. (40%) – достаточный уровень; 80 ч. (40%) – условно-достаточный; 33 ч. (17%)– недостаточный. 83% от общего количества обследованных детей владеют успешным и достаточным и условно достаточным уровнями подготовки к обучению в школе. Рекомендовано 6 повторное обучение в ДОО 18 чел. (16%) и 26 чел. (22%) на ПМПК из числа воспитанников условно – достаточный и недостаточный уровень готовности. Проблемы в развитии пространственно-временных представлений, причинно-следственных связей, счетных операций, недостаточный запас представлений об окружающем мире; не формирован навык звукового анализа и синтеза; необходимы занятия с логопедом и дефектологом; уровень развития ниже возрастной нормы, выраженная задержка познавательного развития и незрелость эмоционально-волевой сферы, рекомендованы занятия с педагогом- психологом. Сравнивая результаты за прошедшие два учебных года, мы наблюдаем, что все же остается увеличение количества детей «группы риска», а это дети с условно достаточным и недостаточным уровнями развития. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЗА 2019 - 2021 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ 200 149 160 139 успешный 150 100 50 8 5 33 достаточный "группа риска" 0 2019-2020 уч.г. 2020-2021 уч.г. Это связано, прежде всего, с тем, что количество детей с различными проблемами становится больше в первую очередь это дети с ограниченными возможностями здоровья. У многих детей они носят сочетательный характер, и такие дети нуждаются в комплексной психолого-медико-педагогической помощи. В образовательных организациях МО Алапаевское недостаточно специалистов, а именно, психологов, логопедов, дефектологов, которые бы на местах своевременно оказывали психологопедагогическую помощь. Результаты диагностики школьной зрелости подготовлены и переданы в образовательные организации. Со всеми родителями детей не готовых к обучению в школе и с педагогами образовательных учреждений специалисты центра провели обширную разъясняющую работу: Консультативные занятия с родителями и детьми. Рекомендовано ПМПК ПМПк Индивидуальные консультации с педагогом-психологом, учителемдефектологом и учителем-логопедом по проблеме психофизического развития ребенка. Методическое сопровождение родителей и педагогов по проблемам детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации. Таким образом, диагностическое направление показывает, что большое количество обучающихся на разных этапах развития и обучения нуждаются в коррекционноразвивающей и профилактической помощи специалистов и такая помощь детям должна оказываться в школах, детских садах и центрах. Коррекционно-развивающее направление. Показаниями для коррекционно-развивающей работы являлись результаты индивидуальной диагностики. Выбор учебных программ для групповой и индивидуальной работы связан с особенностями нарушений, выявленных в ходе диагностики. 7 Образовательный процесс осуществлялся по дополнительным общеобразовательным программам коррекционно-развивающей направленности, который реализовывался на базе учреждения учителями-логопедами, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальными педагогами. Всего в рамках необходимой помощи учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, педагога-психолога через психологопедагогическое сопровождение в форме коррекционно-развивающих занятий, получили 236 обучающихся, из них 146 детей занимались индивидуально, 90 человек - в группе в том числе 18 детей с ОВЗ, что составляет 0,07 % от общего количества детей. Родителям, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии, были предложены консультации врачей (психиатра, сурдолога, отоларинголога, невролога, педиатра и др.), курс физиомассажа, ЛФК, лечение в НПЦ «Бонум». Доля обучающихся по программам дополнительного образования детей составляет 100 %. Отношение количества обучающихся по программам дополнительного образования к общему числу обучающихся в образовательной организации составляет 100 %. В процессе сопровождения детей педагоги использовали в образовательном процессе специальные педагогические подходы и методы комплексной психологопедагогической коррекции и социально-педагогической реабилитации. Программы дополнительного образования детей реализуются педагогами Центра по востребованным направлениям, в том числе в рамках взаимодействия с учреждениями, предприятиями и организациями на территории МО Алапаевское. Результаты освоения учащимися коррекционно-развивающих программам № 1. 2. 3. 4. Коррекционно-развивающие программы Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи младших школьников 7-11 лет Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии психических процессов Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет подготовка к школе Коррекция нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Процент освоения 2021-2022 уч. год 65% 83% 85 % 70% Результат освоения учащимися по дополнительным общеобразовательным программам и программам профилактической направленности № 1. 2. 3. Профилактическая программа Профилактическая программа «Мой ВЫБОР» для подростков Дополнительная общеобразовательная программа «Я выбираю общение» для младших школьников Дополнительная общеобразовательная программа «Психологическая помощь участникам образовательного процесса, в целях повышения результатов обучения выпускных классов» Процент освоения 2019-2020 уч. г. 88% 90% нет 8 Средний показатель результатов освоения по коррекционно-развивающихся программам составил 76%. Показатель результатов освоения программы профилактической направленности составил 90%. Результаты коррекционной работы показали положительную динамику развития у всех детей, обучавшихся по коррекционно-развивающим программам. Коррекционная работа проводилась в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями в разных формах: родительские собрания, «круглые столы», консультативные занятия, индивидуальные и подгрупповые консультации, обучающие занятия (практикумы), решение проблемных ситуаций «Здесь и сейчас». В помощь для закрепления полученных знаний педагогам образовательных организаций и родителям была предложена методическая литература и пособия: по развитию мелкой моторики; по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи; по автоматизации звуков; по развитию начальных навыков чтения. Консультативные занятия являются одной из форм профилактики рисков через решение проблем в обучении, особенно для детей района. С сентября 2021 года педагогом-психологом Чулкиной М.М. реализуется дополнительная адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ «Мы вместе». Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Программа предусматривает развитие базовых сенсорных эталонов. Основной акцент в работе заключается в том, что программа разработана для реализации и накопления полисенсорного опыта детей с ОВЗ в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия с взрослыми. Для обучающихся подростков с ОВЗ учащиеся ВССОШ № 3 социальным педагогом Казанцевой Н.П. организована и проведена экскурсия в Агропромышленный техникум по профориентации «Шаг к будущей профессии». Несколько лет на базе ППМС-центра функционирует группа «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста, цель - обеспечение возможности получения «стартового образования» детям, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации и детям с ОВЗ, через коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование личности и адаптацию в социуме с комплексным подключением всех специалистов Центра. В течение года группу посещало 8 человек. Количественный охват неорганизованных детей по коррекционно-развивающему направлению за период 2019 - 2021 учебные годы 7 2019-2020 уч.г. 2021-2022 уч.г. 19 Практиковалась следующая просветительская и консультативная работа с родителями данной группы: Обучающие занятия «Школа безопасности», «Безопасность ребенка в условиях поселка», «Если ты один дома». 9 Родительские собрания по темам: «Требования к уровню речевого развития при подготовке к школе», «Ребенок на пороге школы», «Делу время, потехе час», «Учимся, играя». Выставка коллективного творчества родителей и детей по теме: «Удивительный мир космоса», «Земля – наш дом», «Помним, любим и скорбим», «Пасхальное яйцо». Конкурс чтецов, тема «Моя любимая мама». Тематические занятия и экскурсии в библиотеке с детьми старшего дошкольного возраста. Совместные праздники: «День Знаний». «Осень в гости к нам пришла». «Наш веселый Новый год» «Как, здорово, что все мы здесь сегодня собрались». «Мышиный переполох». Масленица. «Праздник весны, цветов и любви». Онлайн – выпускной «Есть на свете такая страна…» Инструктажи по технике безопасности с группой Развитие. Информирование родителей, через информационный стенд и группу в мессенджере (рекомендации, памятки, буклеты). Участие в днях правовой помощи через сайт ППМС-центра. Анализ коррекционно-развивающей работы показывает, что при условии регулярного посещения занятий и выполнения рекомендаций педагогов центра, своевременная медикаментозная коррекция дает положительную динамику и результаты в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа решалась путем взаимодействия всех участников образовательного процесса ОО и специалистов других социальных структур. Консультативное направление. В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально-психологических и биологических факторов, таких как, увеличение количества патологии беременности, родового травматизма, неблагоприятная экологическая обстановка, неуклонный рост количества разводов и конфликтов в семье, психолого-педагогическая некомпетентность родителей, возрастающая интенсивность их нагрузок на работе, миграционные процессы, происходящие в обществе и т.д. Анализ количества обращений в ППМС-центр показывает, что приоритет составляет самостоятельные обращения родителей (законных представителей) – 70%, 30% - социальные структуры, образовательные организации. В 2020-2021 учебном году велась работа по заявкам учреждений МО Алапаевское всего 43 заявки, запрос от ОО: диагностика ЗАР, ШЗ – 21, беседы с подростками – 10, родительские собрания - 7, «круглый стол» с педагогами - 3, обучающий семинар - 2. Заявки выполнены в полном объеме. Тематика консультаций (обращений): Диагностика устной и письменной речи. Диагностика зоны актуального развития. Диагностика уровня речевого развития. Школьная зрелость. 10 Оказание методической помощи педагогам по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в образовательном процессе. «Круглый стол» для педагогов, тема «Особенности воспитательного процесса подростков». Родительское собрание, тема «Особенности адаптационного периода пятиклассника. Помощь родителя ребенку». Помощь родителю и ребенку при подготовке выпускных экзаменов. Буллинг. Варианты выхода из ситуации. Индивидуальные консультации, тема «Трудности в общении со сверстниками»; Индивидуальные консультации, тема «Отклоняющееся поведение детей, гиперактивность». Консультации, тема «Определение образовательного маршрута ребенка». Консультации, тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». Консультации, тема «Причины речевых нарушений и пути их устранения». Родительское собрание, тема «Как воспитывать в детях самостоятельность и ответственность за свои поступки». Как справиться с нагрузкой на онлайн обучении ребенку и родителю. Рекомендации психолога подросткам в период онлайн обучения на карантине. Что делать, когда требования к обучению выросли в два раза, а учителя рядом нет. Чем занять себя на карантине, чтобы не впасть в депрессию. Консультации, тема «Как научить ребенка говорить». За 2021 год педагогами было проведено 1436 консультации, из них –1205 для родителей, для педагогов и администрации ОУ -120, для подростков –111, в том числе экстренной службой Детского телефона доверия принято 408 звонков. Педагогами Центра проводились профилактические беседы с семьей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Темы консультаций /бесед: Детско-родительские отношения. Школьная зрелость. Проблемы в обучении. Проблемы принятия себя. Асоциальное поведение. Взаимоотношения детей и родителей в семье. Детские возрастные кризисы. Проблемы воспитания и обучения несовершеннолетних детей. Формирование жизненной перспективы подростка. Профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ. Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних. Непослушание, капризы, раздражительность детей. Как готовить ребенка к школе. Если ваш ребенок не говорит. Как помочь ребенку учиться. 11 Количество обратившихся за консультативной помощью за период 2020-2021 годы 1468 родители 1205 1500 1000 500 педагоги и администрация 134 101 120 101 подростки 0 2020 год 2021 год Граждане, обратившиеся за помощью, через телефон получают поддержку в форме: консультаций специалиста, информирование об оказании образовательных услуг, предварительная запись к педагогам, снятие психологического стресса и экстренная психологическая помощь через службу «Телефон Доверия». Количество обратившихся граждан через телефон за 2018 - 2020 учебные годы Обращения 2019-2020 2020-2021 учебный год учебный год Учитель-логопед 86 92 Педагог-психолог 78 87 Учитель-дефектолог 21 44 ПМПК 58 74 Звонки в службу 267 408 «Телефон Доверия» Итого обращений: 510 705 Количество обращений граждан через телефон за период 2019- 2021 уч. г. 384 2019-2020 уч.г. 510 2020-2021 уч. г. Консультативная работа востребована в МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» и проводится в разных формах, с различными возрастными группами детей, подростков и родителями. Увеличилось количество впервые обратившихся за консультативной помощью в Центр, т.к. проведена большая работа по популяризации услуг для населения. Треть обратившихся за консультацией по проблемам развития и обучения обращаются повторно, и в дальнейшем приходят со своими проблемами в воспитании и обучении детей, получают последующие консультации. Более интересны и значимы такие формы как тренинги, индивидуальные беседы, родительские собрания, где дети, подростки и родители, активные участники в обсуждении значимых для них проблем. Профилактика - просветительское направление. 12 Профилактика - просветительская деятельность в ППМС-центре одна из наиболее актуальных видов работ для педагогов, т.к. именно это направление деятельности нацелено на предупреждение проблем, связанных с отклонениями в развитии и поведении детей. Правильная организация профилактической и просветительской деятельности позволяет перейти на новую ступень взаимодействия в целом, т.к. все участники образовательного процесса, находятся на нормативном уровне, что позволяет контролировать и координировать учебный и воспитательный процесс. Профилактика-просветительская работа была направлена на разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, коррекционно-развивающего сопровождения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков с трудностями в обучении. Специалистами ППМС-центра разработаны памятки родителям «Какими Вы хотите видеть Ваши отношения с ребенком?», «Что должен знать ребенок в каждом возрасте», памятки подростку «Каким ты хочешь видеть себя в будущем? Правила и обязанности – зачем они?», «Правила эффективного поведения в конфликте», которые распространены в образовательных учреждениях МО Алапаевское и размещены на сайте учреждения. Профилактика-просветительское направление осуществлялось с детьми, подростками, родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации с привлечение педагогов образовательных учреждений и других социальных структур (ТКДНиЗП, Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям города Алапаевска», ГБУЗ СО «Алапаевская ЦРБ», социальным работником, психологом). При социально-педагогическом сопровождении детей и их семей использовались такие формы: Ранняя комплексная диагностика психологического развития; Выездные и тематические консультации социального педагога, учителядефектолога, педагогов-психологов; Профилактические беседы; Осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей инвалидов. Проведены мероприятия, направленные на социализацию детей-инвалидов: Индивидуальные консультативные и коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, социальным педагогом. Участие детей ОВЗ в праздниках: «Как Баба Яга весну украла», «Лесной переполох». 4 детей - инвалидов посещали коррекционно-развивающие занятия у специалистов. С целью формирования родительской компетентности в течение года педагогами ППМС-центра разработаны следующие материалы: Распространение методических разработок (буклеты, памятки, статьи): «Школьный буллинг – как причина возникновения суицидального поведения у несовершеннолетних». «Телефон «Доверия». Памятки для родителей, педагогов: разработка теста «Какой вы родитель?», «Как помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе», Информационный буклет о ППМСцентре. Анкетирование педагогов и родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей». СМИ газета «Невестник» размещена статья о деятельности ППМС-центра в августе 2021 г., подготовлены для размещения в рубрике психолога материалы по темам 13 буллинга, взаимоотношений родителя и ребенка, разрешения конфликтов, телефона доверия. «Социально-психологическое тестирование обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в ОО МО Алапаевское» В течении года проведены выездные программы профилактической и просветительной направленности, а также программа, направленная на профориетационную работу с подростками для выпускных классов. Специалисты Центра совместно с родителями и детьми участвовали в следующих акциях (распространение информации): Всемирный день Здоровья (листовки, памятки): «Откажись от сигареты», «Знать, чтобы жить». Всемирный день борьбы со СПИДОМ, буклет «Как уберечься от ВИЧ-инфекции». В рамках просветительской деятельности ЦСПСиД г. Алапаевска проводится мероприятия, направленные на: - профилактику социального сиротства; - профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - повышение уровня психологического комфорта населения на обслуживаемой территории; - распространение информации о работе Центра. Мероприятия, запланированные для проведения в образовательных организациях, реализованы не в полном объеме в связи с введением на территории Свердловской области ограничительных мер в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» в 2021 году осуществлял просветительскую деятельность и являлись слушателями и участниками в следующих мероприятиях: • Участие в областной онлайн конференции ППМС-центров Свердловской области. • Участие в областной конференции ПМПК комиссий Свердловской области. Участие в областных вебинарах и супервизиях, проводимых ГБУСО «ППМС центр Ресурс». • Участие в областном форуме Психологов «Психологическое образование: современный вектор развития», г. ЕКАТЕРИНБУРГ • Участие в онлайн-форуме на базе ГБОУ СО «Центр психолого-медикосоциального сопровождения «Речевой центр» онлайн форума «О технологиях сопровождения детей с РАС в общеобразовательной организации». (2 специалиста Центра) • Участие в совете директоров и заместителей детских садов на базе МОУ ДПО «ИМЦ». Тема: «Планирование работы на 2021-2022 учебный год». Выступление педагога – психолога. • На территории Центра проведено ММО специалистов коррекционной педагогики. Тема: «Психологическая поддержка специалистов ОО» (Участвовало 16 специалистов образовательных организаций МО Алапаевское). • Участие в ВКС, областное методическое объединение «Организация проектной деятельности обучающихся в условиях инклюзивного образования», участники педагоги – психологи и учитель-дефектолог. • Участие в семинаре на базе ГАНОУ СО «Дворец молодежи», по теме «Профориентация обучающихся: тенденции и тренды» 1 педагог - психолог. • Участие в вебинаре «Как научить ребёнка быстро читать». Онлайн-Регина Каримова, г.Москва. (учитель – дефектолог). • Вебинар «Дети с ОВЗ в школе: правовые нормы и практика». Частное 14 образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ЛОГОПЕД-ПРОФИ». (учитель – логопед) • Участие в муниципальном родительском собрании через систему • ZOOM: - 28.10.2021г. Темы: «создание условий для получения психолого-педагогической помочи обучающимся в образовательных организациях МО Алапаевское». Документация ППМК. - 11.11.2021г. Тема: «Организация психолого-педагогических консилиумов в Образовательных организациях», через платформу ZOOM (директор учитель-дефектолог (председатель ПМПК)) - 16.12.2021г. Тема: «Особенности организации деятельности специалистов (педагога-психолога, социального педагога) образовательного учреждения в условиях введения новых профессиональных стандартов» • 20.10.2021г. Участие в онлайн – семинаре ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс» специалистов ТПМПК на тему: «Организация комплексного обследования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития» (Специалисты ПМПК комиссии) • 27.10.2021 Участие в онлайн - вебинаре ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс». Тема: «Особенности деятельности ПМПК и ППк. Сходства и различия» (директор, педагог психолог) • 21.10.2021 Участие в онлайн - вебинаре ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс». Тема: «Подвижные игры и упражнения для детей раннего возраста с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью (директор, педагог – психолог) • 20.10.2021 Онлайн – формат, через систему ZOOM. Выступление на муниципальном ММО педагогов, работающих в старших и подготовительных группах. Тема: «Технология ранней социализации дошкольников, как залог успешной адаптации к школе». ПМПК документация • 8.11.2021 Участие во II Всероссийской конференции в режиме онлайн: «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (директор, учитель – дефектолог) • 9.11.2021г. Онлайн – конференция ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс» «Естественные жизненные ситуации, как ежедневная возможность обучения и улучшения функционирования ребенка и семьи» (директор, специалисты ПМПК) • 25.11.2021г. Онлайн НПК ГАОУДПО СО «ИРО» тема: «Непрерывное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: результаты, опыт, перспективы» (директор, специалисты центра) • 11-12.11.2021г. Вебинар «Система оценки качества образования: регион муниципалитет образовательные организации», (директор, специалисты центра) • 23.11.2021г. II Всероссийская конференция «Семья в современном обществе: технологии помощи и поддержке» (специалисты центра) • 16.12.2021г. III Международная НПК «Образование детей с нарушениями ОДА: равные возможности – новые перспективы» (педагог – психолог) • Семинар ГБУ СО «ЦППМСП «Ресурс» «Организация среды для • оптимального развития ребенка раннего возраста и повышение качества жизни семьи» • АИ и ПР «ЭДУ Трэвел Эдженси на базе образовательной платформы SKLAD» Курс повышения квалификации. Международный интенсив - курс «Методики психолого-педагогической диагностики детей», (учитель- логопед) • 22.12.2021 Слушатели Региональной конференции «Региональные практики в сфере дополнительного образования детей» (директор) • 16-17.12.2021 слушатели всероссийской конференции «Инклюзивное образование – 2021. Создание эффективного образовательного пространства», Ассоциация руководителей Образовательных организаций (директор) 15 - в реализации социальных проектов муниципального и регионального уровня по направлениям деятельности организации - развития волонтерского движения, пропаганды ЗОЖ, школьных служб примирения. ППМС-центром разработаны 5 онлайн информационно-методических материалов по предоставлению психолого-педагогической помощи обучающимся, родителям обучающихся, которые размещены на официальном сайте и страницах в социальных сетях ППМС-центра. Педагогами ППМС-центра разработаны памятки родителю «Какими Вы хотите видеть Ваши отношения с ребенком?», памятки подростку «Каким ты хочешь видеть себя в будущем? Правила и обязанности – зачем они?», «Правила эффективного поведения в конфликте», которые распространены в образовательных учреждениях МО Алапаевское и размещены на сайте учреждения. Участие в конкурсах, выставках: Создание и наполнение страницы ППМС-центра в Вконтакте «Помним, гордимся!», апрель – май, 2021. Проведение выставки, посвященной 75-летию Победы в ВОВ, для неорганизованных детей и детей ОВЗ и их родителей, апрель – май, 2021. ИМЦ конкурс по ДПИ для детей, тема «Символ года», 5 участников, сертификаты, декабрь, 2021 Всего доля обучающихся по программам, принявших участие в конкурсах и других мероприятиях, от общего числа обучающихся по программам за 2020-2021 учебный год составила 31 %. За период с марта по май 2021 год педагогами-психологами были созданы и размещены на странице ППМС-центра на Ю-туб канале 3 видеоролика для детей и родителей с рекомендациями психолога. В целом работа по профилактическим направлениям востребована, и она совершенствуется ежегодно. За отчетный период количество участников образовательного процесса, принявших участие в профилактической работе разной тематики, увеличилось, что отражено в сравнительном анализе профилактической и просветительской деятельности за период 2019-2021 учебные годы. Сравнительный анализ профилактико-просветительской деятельности за период 2019-2021 годы 10 10 8 6 4 2 4 3 8 7 7 семинары "круглый стол" 5 3 3 3 родительские собрания конференции 0 0 0 2019-2020 уч. г. 2019-2020 уч.г. конкурсы ПМПк С целью обмена положительным опытом коллектив Центра принимал активное участие в муниципальных методических объединениях МО Алапаевское коррекционной педагогики, руководителем ММО МО Алапаевское по коррекционной педагогике является педагог-психолог центра Романова Л.В. - Участие в ММО коррекционной педагогики. Реализация в дошкольных учреждениях МО Алапаевское в онлайн режиме (посредством ZOOM-площадки) дополнительной общеобразовательной программы «Психологическая азбука воспитателя»; 16 В МКОУ ДПО «ИМЦ» проведено ММО специалистов коррекционной педагогики. Тема: ««Организация психолого-педагогических консилиумов в Образовательных организациях», участвовало 16 специалистов образовательных организаций МО Алапаевское; (Директор, учитель-дефектолог, педагог – психолог) - Курсы повышения квалификации: - Курс повышения квалификации. Международный интенсив - курс «Методики психолого-педагогической диагностики детей», (учитель- логопед Глазырина Е.В.); - Курсы повышения квалификации: Развитие профессиональной компетентности руководителей в рамках профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации», СДО ЦНОИ г. С. Петербург, 72 ч. - АНО ДПО "ИПКИП "Дефектология ПРОФ" "Нейропсихологический подход к коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)", 36 часов - АНО "Институт дианализа" г. Новосибирск. "Теория и практика дианалитического консультирования", 75 ч. ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования", "Развитие профессиональной компетентности специалистов, привлекаемых к осуществлению всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий в условиях подготовки к ведению национальной системы учительского роста", 16 ч. - АНО ДПО "ОЦ Каменный город". "Особенности организации образовательной деятельности с детьми ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО", 72 часа. - АНО ДПО "Высшая школа дополнительного образования". "Сенсорная интеграция как эффективный метод коррекции различных отклонений в развитии",36 часов. - Курсы повышения квалификации СПб Институт дополнительного образования «Смольный» по программе: «Медиация. Современные технологии и методы разрешения конфликтов в рамках образовательной организации», 72 ч. директор Скоморохова В.В. В течение учебного года проводилась работа по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством участия в обучающих вебинарах, научнопрактических конференциях. Экспертное направление. Педагоги Центра систематически участвуют в экспертной деятельности: Участие в экспертной комиссии по аттестации педагогических работников. Участие в экспертном жюри на муниципальных педагогических чтениях. На базе ППМС-центра функционирует территориальная психолого-медикопедагогическая комиссия МО Алапаевское. Проведено комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, подготовлены рекомендации по оказанию детям психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. На ТПМПК МО Алапаевское обследован 145 ребенок. Впервые обследовано - 55 человек. Повторно обследовано - 90 человека. Специалистами ТПМПК даны рекомендации, как родителям, так и педагогам по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном процессе: Особенности организации образования. Специальные образовательные условия. Психолого-педагогическая коррекция. Медицинское сопровождение. 17 Оказана консультативная помощь по вопросам: Трудности в обучении. Создание условий для проведения ГИА. Основание для выбора форм ГИА. Социальная адаптация детей с ОВЗ. Востребованность логопедической, психологической и коррекционной помощи со стороны родителей не уменьшилась, создается система раннего выявления и коррекции нарушений в развитии детей. Характеристика предметно-пространственной среды и материальнотехнического обеспечения МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» Здание, в котором располагается Центр, находится в центре поселка, недалеко от ЦРБ, что удобно для посещения, как жителям поселка, так и района. Центр занимает помещение общей площадью 286 кв. метров. С целью создания условий для реализации образовательной деятельности помещение оборудовано мебелью и методическими материалами, пособиями. В Центре созданы условия, отвечающие требованиям СанПиН: - помещения имеют естественное освещение; - здание оборудовано системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией, водостоками; - содержание занятий и время их проведения соответствуют возрастным особенностям детей и способствуют их гармоничному развитию; - физическое воспитание детей направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Прием заявлений для поступления в дополнительное образовательное учреждение производится в течение календарного года. Для проведения индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционноразвивающих занятий используются здоровьесберегающие и инновационные технологии. Кабинеты Центра оборудованы согласно функциональным назначениям. Имеются кабинет для педагога-психолога, учебный кабинет для социального педагога, два кабинета для учителя-логопеда, кабинет консультаций для учителя-дефектолога, оборудованный кабинет территориальной ПМПК МО Алапаевское, раздевалка и две приемные для посетителей. Положительные тенденции в деятельности Центра: - активизировалось наполнение официального сайта учреждения в сети интернет в соответствии с законодательством, в том числе работает раздел обратной связи, - в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" для размещения информации на сайте создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации", страницы которого доступны без дополнительной регистрации. Специальный раздел включает в себя ряд подразделов, в числе которых: "Основные сведения"; "Структура и органы управления образовательной организацией"; "Документы"; "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав"; "Платные образовательные услуги"; "Вакантные места для приема (перевода) обучающихся"; "Доступная среда"; "Международное сотрудничество" и другие. Сайт имеет версию для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению). - Центр пополнен наглядно – дидактическим материалом, «работают» информационные стенды: «Пожарная безопасность», «Уголок безопасности», «Для вас 18 родители», «Информационный стенд МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское», где своевременно размещается информация для родителей, педагогов, посетителей, - ведется электронная база данных по детям с ОВЗ, прошедших обследование в ТПМПК и получивших психолого-педагогическую помощь у педагогов Центра, что помогает в организации коррекционных мероприятий; - в Центре начали реализовываться новые образовательные программы работы с воспитателями и педагогами образовательных учреждений МО Алапаевское с целью повышения психологической грамотности педагогов в работе с детьми. ППМС - центр в рамках реализации государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» и в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018г. № 164-Д «О реализации мероприятия «реализация пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области», получил оборудование для обследования детей территориальной психолого-медикопедагогической комиссией МО Алапаевское. В Центре созданы условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии. Центр работает в тесном сотрудничестве со всеми общеобразовательными организациями МО Алапаевское, дошкольными образовательными организациями МО Алапаевское, Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Алапаевского района, Управлением социальной политики г. Алапаевска и Алапаевского района, ГБУЗСО «Алапаевская ЦРБ», общественными организациями пгт. Верхняя Синячиха. Выводы. В течение 2021 года Центр обеспечивал реализацию дополнительных общеобразовательных программ коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской направленности, предоставлял услуги психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. ППМС-центр располагает необходимыми организационно-правовыми документами на ведение образовательной деятельности, реальные условия, которые соответствуют требованиям, содержащимся в них. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Уставом и лицензией на право осуществления образовательной деятельности. Воспитательная и образовательная система ППМС-центра ориентирована на формирование у родителей позитивного отношения к учреждению, на их активное участие в образовательном процессе. Тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса способствует оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Повышение профессионального уровня педагогов Центра содействует укреплению социально-профессионального статуса педагога, обобщению и распространению положительного опыта в профессиональной среде. В итоге повышается психологопедагогическая компетентность всех участников образовательного процесса, правовая осведомленность родителей и педагогов, что в конечном итоге помогает повышению качества образования. 19