Информационная справка об образовательном учреждении В целях приведения Устава в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании Постановления Администрации муниципального образования Алапаевское от 28.12.2015г. № 1232 утвержден Устав учреждения в новой редакции. Сокращенное наименование учреждения – МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское». Юридический адрес Учреждения: 624691 Свердловская область, Алапаевский район, пгт Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская, 20а. Лицензия серии 66ЛО1 № 0004839 от 20 февраля 2016г., выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, регистрационный № 18279, срок действия: бессрочно. Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи муниципального образования Алапаевское» утвержден Постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское 11 января 2022г. № 9. Программа развития МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» на 2021-2023 гг. Численность персонала в 2022 году: общая численность работников учреждения – 13, в том числе основного состава педагогических работников – 6, совместителей -4, учебновспомогательного персонала -2, обслуживающего -1. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Алапаевское для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской направленности. Основными целями деятельности ППМС-центра являются: осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской направленности; предоставление психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Задачи: 1) оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, родителям (законным представителям); 2) оказание психолого-педагогической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, несовершеннолетним обучающимся; 3) осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии; 4) осуществление комплексной работы по предупреждению неблагополучия детей и подростков в образовательной и социальной среде. Образовательный процесс центра регламентируется годовым учебным планом, календарным графиком, в формировании которого участвуют все сотрудники. Педагоги планируют деятельность в соответствии с поставленными задачами и особенностями контингента учащихся, самостоятельно разрабатывают инструменты внутреннего контроля качества своей деятельности. Существует система внешнего контроля качества оказываемой помощи, осуществляемая силами администрации, методическим объединением, педагогами, родителями с использованием метода наблюдения, опроса. Текущий мониторинг показателей результативности образовательного процесса дает основания считать работу педагогов эффективной. Образовательную деятельность в Центре осуществляют 2 учителя-логопеда, 1 социальный педагог, 2 учителя-дефектолога, 3 педагога-психолога. Укомплектованность педагогическими кадрами на начало года составляла 100 %. Высшую квалификационную категорию имеют 2 педагога, первую квалификационную категорию – 2 педагога, соответствие занимаемой должности -3 педагога и без категории –2 педагога (в данной должности менее 2 лет). В рамках реализации поставленной цели в течение учебного года приведены в соответствие локальные акты учреждения, модифицирована образовательная и рабочие программы, согласованы и утверждены планы и программы по комплексному сопровождению детей и подростков, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; велась база данных по детям, получивших комплексную психолого-медико-психологическую помощь у специалистов ТПМПК, что позволило оптимизировать учет детей с особыми образовательными потребностями. Особенностью работы ППМС-центра в 2022 году является организованная систематическая работа и улучшение качества оказываемых образовательных услуг по коррекционно-развивающему направлению для детей имеющих статус ребенок- инвалид и статус дети с ОВЗ, при этом динамичное развитие и совершенствование услуг, оказываемых педагогами, не уменьшилось, о чем свидетельствует увеличение количества детей, подростков, родителей, педагогов, которым была оказана психологопедагогическая и медико-социальная помощь. Услугами Центра пользуются несовершеннолетние в возрасте от 0 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей) и направленные образовательными или лечебно-оздоровительными учреждениями с согласия родителей. Образовательный процесс осуществляется с использованием дополнительных общеобразовательных программ коррекционно-развивающей направленности. Учитывая актуальные потребности современных детей и подростков МО Алапаевское, анализ предшествующей работы, запрос со стороны образовательных организаций, педагогический коллектив ППМС – центра в учебном году при реализации задач использовал в работе основные направления своей деятельности, а именно: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактика-просветительское, консультативное и экспертное. Диагностическое направление В течение учебного года педагоги осуществляли раннее выявление детей и подростков с нарушениями в развитии с помощью комплексной психологопедагогической диагностики. Диагностикой в 2022 году охвачено 527 детей МО Алапаевское. Комплексная психолого-педагогическая диагностика Возраст Специалисты учитель-логопед педагог-психолог дефектолог До 3-х лет 1 0 1 3- 5 лет 53 6 10 6-7 лет 181 130 93 Младшие школьники 3 1 8 Подростки 1 0 39 2 виды диагностик: Диагностика учебной мотивации; Диагностика зоны актуального развития; Диагностика школьной зрелости; Диагностика уровня речевого развития; Диагностика устной и письменной речи; Диагностика познавательного развития; Диагностика детско-родительских отношений; Диагностика уровня тревожности; Диагностика трудностей в обучении. Аналитическая справка школьной зрелости будущих первоклассников МО Алапаевское за 2022 год Уровень готовности № п/ п Населенный пункт 1 МДОУ «Коптеловский д.с.» Дошкольная группа Самоцветская СОШ Дошкоьная группа Ялунинская СОШ МДОУ «Останинский д,с.» Д.с. № 22 пгт. Верхняя Синячиха Филиал «д.с. № 22 пгт. Верхняя Синячиха» Бубчиковский д.с. МДОУ д.с. п. Заря Филиал Д.с. п. Заря Голубковский Филиал Д.С. п. Заря Кировский д.с. Филиал д.с. п. Заря Толмачевский д.с. 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 Рекомендации Всего обследо вано Успеш ный Достато чный Условн одостато чный Низкий 24 0 5 11 8 0 3 6 0 6 Повторн ое обучение в ДОУ ПМПК 8 6 2 2 3 0 1 3 3 0 0 0 0 3 1 2 2 1 - - - - - - - 7 0 0 4 3 1 4 14 1 7 4 2 2 2 9 0 2 4 3 1 2 13 0 4 5 4 1 4 9 2 2 5 0 0 0 3 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 МДОУ «Арамашевски й д.с.» Филиал МДОУ «Арамашевски й д.с.» Деевский д.с. Филиал МДОУ «Арамашевски й д.с.» Раскатихински й д.с. 15 0 5 10 0 3 6 0 5 1 0 0 0 5 1 2 2 0 0 0 МДОУ Костинский д.с. Филиал МДОУ «Костинский д.с.» Невьянский д.с. 17 0 9 7 1 Филиал МДОУ «Костинский д.с.» Клевакинский д.с. 1 Филиал МДОУ 7 «Костинский д.с.» Ярославский д.с. 1 МДОУ детский 8 сад № 19 пгт. Верхняя Синячиха 1 Филиал МДОУ 9 Д.С. №19 Н.Синячиха 2 МДОУ «д.с. 0 Солнышко» 2 МДОУ «д.с. 1 Левушка» Итого: Не обследованы 2 ДОО по причине отсутствия заявок от учреждения 1 6 14 0 5 6 3 5 2 9 1 6 0 3 2 1 2 1 6 0 3 3 0 0 0 22 1 4 14 3 2 1 11 0 4 6 1 0 2 - - - - - - - 34 1 12 15 6 4 1 232 6 81 105 40 38 24 Результаты диагностики «Уровня школьной зрелости» будущих первоклассников МО Алапаевское показали, что из обследованных детей по заявкам образовательных организаций, а это 232 ребёнка, имеют: 6 д. (3,8%) – успешный уровень; 81 р. (30%) – достаточный уровень; 105 д. (46%) – условно-достаточный; 40 д. (20.2%)– низкий уровень. 79.8% от общего количества обследованных детей владеют успешным и достаточным и условно достаточным уровнями подготовки к обучению в школе. 4 Рекомендовано повторное обучение в ДОО 38 дет. (37%) и 24 чел. (23%) на ПМПК из числа воспитанников условно – достаточный и низкий уровень готовности. Проблемы в развитии пространственно-временных представлений, причинно-следственных связей, счетных операций, недостаточный запас представлений об окружающем мире; не сформированы навыки звукового анализа и синтеза; необходимы занятия с логопедом и дефектологом; уровень развития ниже возрастной нормы, выраженная задержка познавательного развития и незрелость эмоционально-волевой сферы, рекомендованы занятия с педагогом- психологом. Сравнивая результаты за три года, мы наблюдаем, что все же остается значительное количество детей «группы риска», а это дети с условно - достаточным и низким уровнем развития. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЗА 2020 – 2021-2022 года 200 145 150 99 100 50 113 81 80 42 4 5 6 успешный достаточный "группа риска" 0 2020 г.(145 детей) 2021 г.(198 детей) 2022г.(232реб) Это связано, прежде всего, с тем, что количество детей с различными проблемами не уменьшается, идёт рост детей с ограниченными возможностями здоровья. У многих детей нарушения носят сочетанный характер, и такие дети нуждаются в комплексной психолого-медико-педагогической помощи. В образовательных организациях МО Алапаевское недостаточно специалистов, а именно, психологов, логопедов, дефектологов, которые бы на местах своевременно оказывали психолого-педагогическую помощь. Результаты диагностики школьной зрелости подготовлены и переданы в образовательные организации. Со всеми родителями детей не готовых к обучению в школе и с педагогами образовательных учреждений специалисты центра провели обширную разъясняющую работу: Консультативные занятия с родителями и детьми. Рекомендовано обследование на ПМПК Индивидуальные консультации с педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом по проблеме психофизического развития ребенка. Методическое сопровождение родителей и педагогов по проблемам детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации. Таким образом, диагностическое направление показывает, что большое количество обучающихся на разных этапах развития и обучения нуждаются в коррекционноразвивающей и профилактической помощи специалистов и такая помощь детям должна оказываться в школах, детских садах и центрах. Коррекционно-развивающее направление Показаниями для коррекционно-развивающей работы являлись результаты индивидуальной диагностики. Выбор учебных программ для групповой и индивидуальной работы связан с особенностями нарушений, выявленных в ходе диагностики. Образовательный процесс осуществлялся по дополнительным общеобразовательным программам коррекционно-развивающей направленности, который 5 реализовывался на базе учреждения учителями-логопедами, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальными педагогами. Всего в рамках необходимой помощи учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, педагога-психолога через психологопедагогическое сопровождение в форме коррекционно-развивающих занятий, получили 230 обучающихся, из них 136 детей занимались индивидуально, 94 ребёнка - в группе. В том числе 17 детей с ОВЗ и 6 детей-инвалидов, что составляет 10% от общего количества детей зачисленных на коррекционные занятия. Родителям, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии, были предложены консультации врачей (психиатра, сурдолога, отоларинголога, невролога, педиатра и др.), курс физиомассажа, ЛФК, лечение в НПЦ «Бонум» и дообследованние в психиатрической больнице г. Екатеринбурга, ул.Индустрии 100. Доля обучающихся по программам дополнительного образования детей составляет 100 %. Отношение количества обучающихся по программам дополнительного образования к общему числу обучающихся в образовательной организации составляет 100% В процессе сопровождения детей педагоги использовали в образовательном процессе специальные педагогические подходы и методы комплексной психологопедагогической коррекции и социально-педагогической реабилитации. Программы дополнительного образования детей реализуются педагогами Центра по востребованным направлениям, в том числе в рамках взаимодействия с учреждениями и организациями на территории МО Алапаевское. Результаты освоения учащимися коррекционно-развивающих программам № 1. 2. 3. 4. Коррекционно-развивающие программы Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи младших школьников 7-11 лет Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии психических процессов Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет подготовка к школе Коррекция нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Процент освоения 2021-2022уч. год 65% 83% 85 % 70% Результат освоения учащимися по дополнительным общеобразовательным программам и программам профилактической направленности № 1. 2. 3. 4. Профилактическая программа Профилактическая программа «Мой ВЫБОР» для подростков Дополнительная общеобразовательная программа «Я выбираю общение» для младших школьников Дополнительная общеобразовательная программа «Психологическая помощь участникам образовательного процесса, в целях повышения результатов обучения выпускных классов» Программа просветительской направленности «Путь к успеху. Психологические навыки успешности на пути к будущей профессии» Процент освоения 2021-2022 уч. г. 88% 90% 80% 90% 6 Средний показатель результатов освоения по коррекционно-развивающихся программам составил 76%. Показатель результатов освоения программы профилактической направленности составил 87%. Результаты коррекционной работы показали положительную динамику развития у всех детей, обучавшихся по коррекционно-развивающим программам. Коррекционная работа проводилась в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями в разных формах: родительские собрания, «круглые столы», консультативные занятия, индивидуальные и подгрупповые консультации, обучающие занятия (практикумы), решение проблемных ситуаций «Здесь и сейчас». В помощь для закрепления полученных знаний педагогам образовательных организаций и родителям была предложена методическая литература и пособия: по развитию мелкой моторики; по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи; по автоматизации звуков; по развитию начальных навыков чтения. Консультативные занятия являются одной из форм профилактики рисков для решения проблем в обучении, особенно для детей района. С сентября 2022 года учителем – дефектологом Соларевой Л.Ю. реализуется дополнительная общеобразовательная программа по развитию познавательных процессов «Формула успеха: учусь, думаю, развиваюсь» для детей с ОВЗ. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Цель программы - обеспечение комплекса условий педагогического сопровождения процесса развития обучающихся с учётом особых образовательных потребностей, а также обеспечение коррекции недостатков в интеллектуальном и речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. С ноября 2022 года педагог-психолог Корюкалова О.В. реализует выездную программу в ДОУ по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Страна эмоций». Несколько лет на базе ППМС-центра функционирует группа «Развитие» для неорганизованных детей дошкольного возраста 5-7 лет. Цель - обеспечение возможности получения «стартового образования» детям, испытывающим трудности в развитии и социальной адаптации, через коррекционно-развивающие занятия. Осуществляется сетевое взаимодействие с Центральной библиотекой, проводятся тематические занятия 2 раза в месяц и ФОК «Орион», педагог водит детей на плавание 1 раз в неделю. В течение года группу посещало 8 детей. Количественный охват неорганизованных детей по коррекционно-развивающему направлению за период 2020 - 2022 годы 0 2020 г. 8 8 2021 г. 2022 г. Практиковалась следующая просветительская и консультативная работа с родителями данной группы: Обучающие занятия «Школа безопасности», «Безопасность ребенка в условиях поселка», «Если ты один дома», «Тонкий лёд». 7 Родительские собрания по темам: «Требования к уровню речевого развития при подготовке к школе», «Ребенок на пороге школы», «Делу время, потехе час», «Учимся, играя». Выставка коллективного творчества родителей и детей по теме: «Удивительный мир космоса», «Земля – наш дом», «Солдат-это звучит гордо!», «Для любимых мам!», «Светлая Пасха», «Помним, гордимся». Тематические занятия и экскурсии в библиотеке с детьми старшего дошкольного возраста. Участие с детьми во Всероссийской акции «Мы за мир». Совместные праздники: «День Знаний». «Осень в гости к нам пришла». «Наш веселый Новый год» «Как, здорово, что все мы здесь сегодня собрались». «Мышиный переполох». Масленица. «Праздник весны, цветов и любви». Выпускной «До свидания, Центр». Инструктажи по технике безопасности с группой Развитие. Информирование родителей, через информационный стенд, vk и группу в Ватсап (рекомендации, памятки, буклеты). Участие в днях правовой помощи через сайт ППМС-центра. Анализ коррекционно-развивающей работы показывает, что при условии регулярного посещения занятий и выполнения рекомендаций педагогов центра, своевременная медикаментозная коррекция дает положительную динамику и результаты в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа решалась путем взаимодействия всех участников образовательного процесса ОО и специалистов других социальных структур. Консультативное направление В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально-психологических и биологических факторов, таких как, увеличение количества патологии беременности, родового травматизма, неблагоприятная экологическая обстановка, неуклонный рост количества разводов и конфликтов в семье, психолого-педагогическая некомпетентность родителей, возрастающая интенсивность их нагрузок на работе, миграционные процессы, происходящие в обществе и т.д. Анализ количества обращений в ППМС-центр показывает, что приоритет составляет самостоятельные обращения родителей (законных представителей) – 60%, 40% - социальные структуры, образовательные организации. В 2022 году велась работа по заявкам учреждений МО Алапаевское всего 45 заявок, запрос от ОО: диагностика ЗАР, ШЗ, УРР – 23, тренинги с подростками – 13, родительские собрания - 4, «круглый стол» с педагогами - 2, обучающий семинар - 3. Заявки выполнены в полном объеме. Тематика консультаций (обращений): Диагностика устной и письменной речи. Диагностика зоны актуального развития. Диагностика уровня речевого развития. Школьная зрелость. 8 Оказание методической помощи педагогам по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в образовательном процессе. «Круглый стол» для педагогов, тема «Особенности воспитательного процесса подростков», «Что такое ПМПК». Родительские собрания, темы: «Особенности адаптационного периода пятиклассника. Помощь родителя ребенку» «Как воспитывать в детях самостоятельность и ответственность за свои поступки» «Помощь родителю и ребенку при подготовке выпускных экзаменов» «Психологические особенности детей». Индивидуальные консультации, темы: «Трудности в общении со сверстниками» «Отклоняющееся поведение детей, гиперактивность» «Определение образовательного маршрута ребенка» «Причины речевых нарушений и пути их устранения» Что делать, когда требования к обучению выросли в два раза, а учителя рядом нет Буллинг. Варианты выхода из ситуации Принятие себя Неразделённая любовь «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» «Как научить ребенка говорить». За 2022 год педагогами было проведено 1340 консультаций, из них –1130 для родителей, для педагогов и администрации ОУ -120, для подростков –90, в том числе экстренной службой Детского телефона доверия принято 382 звонка. Педагогами Центра проводились профилактические беседы с семьей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Темы бесед: Детско-родительские отношения. Школьная зрелость. Проблемы в обучении. Проблемы принятия себя. Асоциальное поведение. Взаимоотношения детей и родителей в семье. Детские возрастные кризисы. Проблемы воспитания и обучения несовершеннолетних детей. Формирование жизненной перспективы подростка. Профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ. Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних. Непослушание, капризы, раздражительность детей. Как готовить ребенка к школе. Если ваш ребенок не говорит. Как помочь ребенку учиться. 9 Количество обратившихся за консультативной помощью за период 2020-2022 годы 1468 1500 1205 родители 1130 1000 500 педагоги и администрация 134101 120 111 120 90 подростки 0 2020 год 2021 год 2022 год Граждане, обратившиеся за помощью, через телефон получают поддержку в форме: консультаций специалиста, информирование об оказании образовательных услуг, предварительная запись к педагогам, снятие психологического стресса и экстренная психологическая помощь через службу «Телефон Доверия». Количество обращений граждан через телефон доверия за период 2020- 2022 год 306 382 2020 г. 2021 г. 403 2022 г. Консультативная работа востребована в МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» и проводится в разных формах, с различными возрастными группами детей, подростков и родителями. Увеличилось количество впервые обратившихся за консультативной помощью в Центр, т.к. проведена большая работа по популяризации услуг для населения. Треть обратившихся за консультацией по проблемам развития и обучения обращаются повторно, и в дальнейшем приходят со своими проблемами в воспитании и обучении детей, получают последующие консультации. Более интересны и значимы такие формы как тренинги, индивидуальные беседы, родительские собрания, где дети, подростки и родители, активные участники в обсуждении значимых для них проблем. Профилактика - просветительское направление Профилактика - просветительская деятельность в ППМС-центре одна из наиболее актуальных видов работ для педагогов, т.к. именно это направление деятельности нацелено на предупреждение проблем, связанных с отклонениями в развитии и поведении детей. Правильная организация профилактической и просветительской деятельности позволяет перейти на новую ступень взаимодействия в целом, т.к. все участники образовательного процесса, находятся на нормативном уровне, что позволяет контролировать и координировать учебный и воспитательный процесс. Профилактика-просветительская работа была направлена на разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, коррекционно-развивающего сопровождения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков с трудностями в обучении. 10 Специалистами ППМС-центра разработаны памятки родителям: «Готов ли Ваш ребёнок к школьному обучению», «Психологические игры», «Синдром дефицита внимания и гиперреактивности», «Какими Вы хотите видеть Ваши отношения с ребенком?», «Что должен знать ребенок в каждом возрасте», памятки подростку «Каким ты хочешь видеть себя в будущем? Правила и обязанности – зачем они?», «Правила эффективного поведения в конфликте», «ТПМПК», «Методические рекомендации педагогам по работе с одарёнными детьми», «Как воспитать у ребёнка положительное отношение к окружающим», «Эмоциональное выгорание педагога» которые распространены в образовательных учреждениях МО Алапаевское и размещены на сайте учреждения. Профилактика-просветительское направление осуществлялось с детьми, подростками, родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации с привлечение педагогов образовательных учреждений и других социальных структур (ТКДНиЗП, Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям города Алапаевска», ГБУЗ СО «Алапаевская ЦРБ», Следственный комитет). Регулярное обновление и пополнение сайта ППМС-центра и страницы в контакте. Подтверждение страницы «В Контакте» через Госуслуги. При социально-педагогическом сопровождении детей и их семей использовались такие формы: Ранняя комплексная диагностика психологического развития, детско-родительских отношений. Выездные и тематические консультации социального педагога, учителядефектолога, педагогов-психологов; Профилактические беседы; Осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей инвалидов. Проведены мероприятия, направленные на социализацию детей-инвалидов: Индивидуальные консультативные и коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, социальным педагогом. Участие детей с ОВЗ в празднике: «Пока мы едины, мы непобедимы». С целью формирования родительской компетентности в течение года педагогами ППМС-центра разработаны следующие материалы: Распространение методических разработок (буклеты, памятки, статьи): «Телефон «Доверия». Памятки для родителей, педагогов: разработка теста «Какой вы родитель?», «Как помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе», Информационный буклет о ППМСцентре. Анкетирование педагогов и родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей». СМИ газета «Алапаевская Искра» и «Невестник» размещены статьи: «Мы поможем решить детские проблемы», «Сгущёнка для солдата» (оказание продуктовой помощи на СВО), «Пока мы едины, мы непобедимы» (организация и проведение праздника для детей с ОВЗ), «Мамам и папам» (информация о деятельности ППМСцентра). Подготовлены для размещения в рубрике психолога материалы по темам буллинга, взаимоотношений родителя и ребенка, разрешения конфликтов, телефона доверия. В течение года проведены выездные программы профилактической и просветительной направленности, а также программа, направленная на профориетационную работу с подростками для выпускных классов. Специалисты Центра совместно с родителями и детьми участвовали в следующих 11 акциях (распространение информации): «Зажги синим» «Мы вместе» «Сгущёнка для солдат», сбор гуманитарной помощи для военнослужащих «Достояние Среднего Урала». Всемирный день Здоровья (листовки, памятки): «Откажись от сигареты», «Знать, чтобы жить». Всемирный день борьбы со СПИДОМ, буклет «Как уберечься от ВИЧ-инфекции». В рамках просветительской деятельности ЦСПСиД г. Алапаевска проводится мероприятия, направленные на: - профилактику социального сиротства; - профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - повышение уровня психологического комфорта населения на обслуживаемой территории; - распространение информации о работе Центра. Запланированные мероприятия в образовательных организациях реализованы в полном объеме. МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» в 2022 году осуществлял просветительскую деятельность, и являлись слушателями и участниками в следующих мероприятиях: Вебинар «Метод кросс-коучинг. Решение проблемного поведения подростков через прямую работу с их родителями», 23.01.22г., Слушатель/Дистанционно. Вебинар «Как мотивировать ребёнка к учёбе», слушатель, Центр Ресурс, г.Екатеринбург, 24.02.22г., Слушатель/Дистанционно. Вебинар «Зимняя школа педагогов-психологов «Отношения в мире особого ребёнка: границы и возможности взаимодействия», 26.01.22г, Сертификат/Дистанционно. Вебинар «Профессиональная ориентация детей с ментальными нарушениями», 25.02.22г., Центр «Ресурс»/дистанционно. Вебинар «Требования к дополнительным общеразвивающим программам, направляемым для включения в систему персонифицированного финансирования», 14.04.2022г. Слушатель/Дистанционно. Вебинар «Познавательное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО: учим мыслить логически», Педсовет, Всероссийский учебно-методический портал, 20.05.22г. , Слушатель/Дистанционно. Вебинар «Процедура обследования обучающихся с девиантным поведением. Подготовка заключения ПМПК», 03.06.2022г., Слушатель/Дистанционно. Вебинар «Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ЗПР», Центр «Ресурс». Семинар «Ребёнок не говорит, что делать?», ВАШ ЛОГОПЕД. Вебинар «Коррекция ламбдацизма по авторской системе», Ткаченко Т.А.. Вебинар «Дети с ОВЗ в школе: правовые нормы и практика». Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «ЛОГОПЕД-ПРОФИ». (учитель – логопед). Вебинар «Эмоционально незрелые родители. Распознавание и помощь», 21.12.22г. Межрегиональный семинар по поддержке школ с низкими образовательными результатами и функционирующими в неблагоприятных социальных условиях «Формирование системы профилактики школьной не успешности». 12 Областной семинар «Коррекционная помощь с нарушениями поведения и деятельности через активные формы взаимодействия», Сертификат/Очно. Участие в Областной конференции: «Оказание психологической помощи в семьях мобилизованных «, г.Екатеринбург/очно Участие в областной онлайн конференции ППМС-центров Свердловской области. Участие в областных совещаниях/семинарах по ПМПК Свердловской области проводимых ГБУСО «ППМС центр Ресурс»: «Рабочее совещание по обсуждению актуальных вопросов деятельности ПМПК» (10.03.22г). «Порядок организации государственной итоговой аттестации для выпускников 9 классов»(16.03.22г). «Общие вопросы по формированию заключений ПМПК для прохождения итоговой аттестации учеников 9-11 классов»(15.04.22г). «Организация деятельности ПМПК в 2022-2023 учебном году», Министерство образования, ЦПМПК. Участие в Слёте волонтёрских объединений «Мы вместе» на базе МО город Алапаевск и МО Алапаевское, участник. Выступление на совещании с заместителями директоров ОО по воспитательной работе. Участие в ВКС, областное методическое объединение «Организация проектной деятельности обучающихся в условиях инклюзивного образования», участники педагоги – психологи и учитель-дефектолог. Участие в семинаре на базе ГАНОУ СО «Дворец молодежи», по теме «Профориентация обучающихся: тенденции и тренды» 1 педагог - психолог. Участие в вебинаре «Как научить ребёнка быстро читать». Онлайн-Регина Каримова, г.Москва. (учитель – дефектолог). В реализации социальных проектов муниципального и регионального уровня по направлениям деятельности организации - развития волонтерского движения, пропаганды ЗОЖ, школьных служб примирения. По запросу Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области проведены и обработаны мониторинги: «О деятельности служб медиации на территории МО Алапаевское за 2021год», «Актуального состояния оказания логопедической помощи в ОО за 2021год». Специалистами ППМС-центра разработаны информационно-методические материалы по предоставлению психолого-педагогической помощи обучающимся, родителям обучающихся, которые размещены на официальном сайте и страницах в социальных сетях ППМС-центра, а также памятки родителю «Какими Вы хотите видеть Ваши отношения с ребенком?», памятки подростку «Каким ты хочешь видеть себя в будущем? Правила и обязанности – зачем они?», «Правила эффективного поведения в конфликте», которые распространены в образовательных учреждениях МО Алапаевское и размещены на сайте учреждения. Участие педагогов в конкурсах: В отчётном периоде педагоги Центра повышали уровень профессионального мастерства, участвуя в следующих конкурсах: Участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей», Диплом 3 место, 12.02.22-10.03.22г Участие в Муниципальном конкурсе «Мастер-класс», 10.02.22-02.03.22г. Участие в Блиц - олимпиаде: «Технологии диагностики нарушений звукопроизношения», 07.04.2022г., Диплом (1 место) /Дистанционно. «ИКТ - компетенции современного педагога», Альманах педагога. Диплом, сентябрь 2022г. 13 Всероссийский конкурс «Конспект логопедического занятия по ФГОС», АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», Диплом 1 степери. Работа по профилактическим направлениям востребована, и она совершенствуется ежегодно. За отчетный период количество участников образовательного процесса, принявших участие в профилактической работе разной тематики, увеличилось, что отражено в сравнительном анализе профилактической и просветительской деятельности за период 2020-2022 годы. Сравнительный анализ профилактико-просветительской деятельности за период 2020-2022 годы 13 14 12 10 10 6 4 2 4 3 "круглый стол" 8 7 7 8 семинары 10 5 3 6 5 3 0 0 2020 г. 2021 г. 4 2 5 родительские собрания конференции конкурсы ПМПк 0 2022 г. С целью обмена положительным опытом коллектив Центра принимал активное участие в муниципальных методических объединениях МО Алапаевское коррекционной педагогики, руководителем ММО МО Алапаевское по коррекционной педагогике является педагог-психолог центра Романова Л.В. - Выступление наших педагогов по обмену опытом в областном практикоориентированном семинаре по теме «Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности через активные формы взаимодействия» ГБОУ «Центр «Дар»». Курсы повышения квалификации: Курсы повышения квалификации прошли 7 сотрудников Центра. «Современные методы урегулирования конфликтных ситуаций в ОО посредствам медиации», Санкт-Петербург Институт ДПО «Смольный», Сертификат 72 часа. «Организация и содержание логопедической работы с детьми в дошкольных образовательных организациях»(18.12.21-24.12.21г), Санкт-Петербург Институт ДПО «Смольный», Сертификат 36 часов. «Музыкальная терапия», Институт ДИАНАЛИЗ г. Новосибирск, Сертификат 22часа. «ФГОС ООО: обновление содержания и технологии реализации», МОУ «ВССОШ №2», август 2022, Сертификат 24ч. «Применение игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР в условиях ДОО», Московский институт коррекционной педагогики «Дефектология Проф», Сертификат 108 ч. Курс «Возможности Nelegram», Форум «Педагоги России: инновации в образовании», Сертификат 20ч. «Вызывание речи. Авторская структура занятия», Центр развития и коррекции «Династия», Сертификат 4 ч. В течение учебного года проводилась работа по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством участия в обучающих вебинарах, научнопрактических конференциях. 14 Экспертное направление Педагоги Центра систематически участвуют в экспертной деятельности: Участие в экспертной комиссии по аттестации педагогических работников. На базе ППМС-центра функционирует территориальная психолого-медикопедагогическая комиссия МО Алапаевское. Проведено комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, подготовлены рекомендации по оказанию детям психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. На ТПМПК МО Алапаевское обследовано 170 детей. Впервые обследовано - 80 человек. Повторно обследовано - 90 человек. Специалистами ТПМПК даны рекомендации, как родителям, так и педагогам по сопровождению детей с ОВЗ в образовательном процессе: Особенности организации образования. Специальные образовательные условия. Психолого-педагогическая коррекция. Медицинское сопровождение. Оказана консультативная помощь по вопросам: Трудности в обучении. Создание условий для проведения ГИА. Основание для выбора форм ГИА. Социальная адаптация детей с ОВЗ. Востребованность логопедической, психологической и коррекционной помощи со стороны родителей не уменьшилась, создается система раннего выявления и коррекции нарушений в развитии детей. Характеристика предметно-пространственной среды и материальнотехнического обеспечения МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» Здание, в котором располагается Центр, находится в центре поселка, недалеко от ЦРБ, что удобно для посещения, как жителям поселка, так и района. Центр занимает помещение общей площадью 286 кв. метров. С целью создания условий для реализации образовательной деятельности помещение оборудовано мебелью и методическими материалами, пособиями. В Центре созданы условия, отвечающие требованиям СанПиН: - помещения имеют естественное освещение; - здание оборудовано системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией, водостоками; - содержание занятий и время их проведения соответствуют возрастным особенностям детей и способствуют их гармоничному развитию; - физическое воспитание детей направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Прием заявлений для поступления в дополнительное образовательное учреждение производится в течение календарного года. Для проведения индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционноразвивающих занятий используются здоровьесберегающие и инновационные технологии. Кабинеты Центра оборудованы согласно функциональным назначениям. Имеются кабинет для педагога-психолога, учебный кабинет для социального педагога, два кабинета для учителя-логопеда, кабинет консультаций для учителя-дефектолога, оборудованный 15 кабинет территориальной ПМПК МО Алапаевское, раздевалка и две приемные для посетителей. Положительные тенденции в деятельности Центра: - активизировалось наполнение официального сайта учреждения в сети интернет в соответствии с законодательством, в том числе работает раздел обратной связи, - в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" для размещения информации на сайте создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации", страницы которого доступны без дополнительной регистрации. Специальный раздел включает в себя ряд подразделов, в числе которых: "Основные сведения"; "Структура и органы управления образовательной организацией"; "Документы"; "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав"; "Платные образовательные услуги"; "Вакантные места для приема (перевода) обучающихся"; "Доступная среда"; "Международное сотрудничество" и другие. Сайт имеет версию для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению). - Центр пополнен наглядно – дидактическим материалом, «работают» информационные стенды: «Пожарная безопасность», «Уголок безопасности», «Для вас родители», «Информационный стенд МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское», где своевременно размещается информация для родителей, педагогов, посетителей, - ведется электронная база данных по детям с ОВЗ, прошедших обследование в ТПМПК и получивших психолого-педагогическую помощь у педагогов Центра, что помогает в организации коррекционных мероприятий; - в Центре начали реализовываться новые образовательные программы работы с воспитателями и педагогами образовательных учреждений МО Алапаевское с целью повышения психологической грамотности педагогов в работе с детьми. ППМС - центр в рамках реализации государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» и в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018г. № 164-Д «О реализации мероприятия «реализация пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области», получил оборудование для обследования детей территориальной психолого-медикопедагогической комиссией МО Алапаевское. В Центре созданы условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии. Центр работает в тесном сотрудничестве со всеми общеобразовательными организациями МО Алапаевское, дошкольными образовательными организациями МО Алапаевское, Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Алапаевского района, Управлением социальной политики г. Алапаевска и Алапаевского района, ГБУЗСО «Алапаевская ЦРБ», общественными организациями пгт. Верхняя Синячиха. Выводы Муниципальное задание за 2022год Центром с учётом количественных и качественных целевых показателей выполнено в полном объёме. В течение 2022 года Центр обеспечивал реализацию дополнительных общеобразовательных программ коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской направленности, предоставлял услуги психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 16 ППМС-центр располагает необходимыми организационно-правовыми документами на ведение образовательной деятельности, реальные условия, которые соответствуют требованиям, содержащимся в них. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Уставом и лицензией на право осуществления образовательной деятельности. Воспитательная и образовательная система ППМС-центра ориентирована на формирование у родителей позитивного отношения к учреждению, на их активное участие в образовательном процессе. Тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса способствует оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Повышение профессионального уровня педагогов Центра содействует укреплению социально-профессионального статуса педагога, обобщению и распространению положительного опыта в профессиональной среде. В итоге повышается психологопедагогическая компетентность всех участников образовательного процесса, правовая осведомленность родителей и педагогов, что в конечном итоге помогает повышению качества образования. 17