Отчет самообследование 2022 год

Информационная справка об образовательном учреждении
В целях приведения Устава в соответствие с требованиями законодательства
Российской Федерации, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным
законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» на основании Постановления Администрации муниципального
образования Алапаевское от 28.12.2015г. № 1232 утвержден Устав учреждения в новой
редакции.
Сокращенное наименование учреждения – МОУ ДО «ППМС-центр МО
Алапаевское».
Юридический адрес Учреждения:
624691 Свердловская область, Алапаевский район,
пгт Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская, 20а.
Лицензия серии 66ЛО1 № 0004839 от 20 февраля 2016г., выдана Министерством
общего и профессионального образования Свердловской области, регистрационный №
18279, срок действия: бессрочно.
Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного
образования «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи
муниципального образования Алапаевское» утвержден Постановлением Администрации
муниципального образования Алапаевское 11 января 2022г. № 9.
Программа развития МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» на 2021-2023 гг.
Численность персонала в 2022 году: общая численность работников учреждения – 13, в
том числе основного состава педагогических работников – 6, совместителей -4, учебновспомогательного персонала -2, обслуживающего -1.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным
образованием Алапаевское для оказания услуг в целях обеспечения реализации
предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в
сфере
дополнительного
образования,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы коррекционно-развивающей, профилактической и
просветительской направленности.
Основными целями деятельности ППМС-центра являются: осуществление
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской направленности;
предоставление психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации.
Задачи:
1) оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям,
родителям (законным представителям);
2) оказание психолого-педагогической и социальной помощи детям, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, в том числе детям с ограниченными возможностями
здоровья, детям-инвалидам, несовершеннолетним обучающимся;
3) осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии;
4) осуществление комплексной работы по предупреждению неблагополучия детей и
подростков в образовательной и социальной среде.
Образовательный процесс центра регламентируется годовым учебным планом,
календарным графиком, в формировании которого участвуют все сотрудники. Педагоги
планируют деятельность в соответствии с поставленными задачами и особенностями
контингента учащихся, самостоятельно разрабатывают инструменты внутреннего
контроля качества своей деятельности. Существует система внешнего контроля качества
оказываемой помощи, осуществляемая силами администрации, методическим

объединением, педагогами, родителями с использованием метода наблюдения, опроса.
Текущий мониторинг показателей результативности образовательного процесса дает
основания считать работу педагогов эффективной.
Образовательную деятельность в Центре осуществляют 2 учителя-логопеда, 1
социальный педагог, 2 учителя-дефектолога, 3 педагога-психолога. Укомплектованность
педагогическими кадрами на начало года составляла 100 %.
Высшую квалификационную категорию
имеют
2 педагога, первую
квалификационную категорию – 2 педагога, соответствие занимаемой должности -3
педагога и без категории –2 педагога (в данной должности менее 2 лет).
В рамках реализации поставленной цели в течение учебного года приведены в
соответствие локальные акты учреждения, модифицирована образовательная и рабочие
программы, согласованы и утверждены планы и программы по комплексному
сопровождению детей и подростков, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; велась база данных
по детям, получивших комплексную психолого-медико-психологическую помощь у
специалистов ТПМПК, что позволило оптимизировать учет детей с особыми
образовательными потребностями.
Особенностью работы ППМС-центра в 2022 году является организованная
систематическая работа и улучшение качества оказываемых образовательных услуг по
коррекционно-развивающему направлению для детей имеющих статус ребенок- инвалид и
статус дети с ОВЗ, при этом динамичное развитие и совершенствование услуг,
оказываемых педагогами, не уменьшилось, о чем свидетельствует увеличение количества
детей, подростков, родителей, педагогов, которым была оказана психологопедагогическая и медико-социальная помощь.
Услугами Центра пользуются несовершеннолетние в возрасте от 0 до 18 лет,
обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных
представителей) и направленные образовательными или лечебно-оздоровительными
учреждениями с согласия родителей.
Образовательный процесс осуществляется с использованием дополнительных
общеобразовательных программ коррекционно-развивающей направленности.
Учитывая актуальные потребности современных детей и подростков МО
Алапаевское, анализ предшествующей работы, запрос со стороны образовательных
организаций, педагогический коллектив ППМС – центра в учебном году при реализации
задач использовал в работе основные направления своей деятельности, а именно:
диагностическое,
коррекционно-развивающее,
профилактика-просветительское,
консультативное и экспертное.
Диагностическое направление
В течение учебного года педагоги осуществляли раннее выявление детей и
подростков с нарушениями в развитии с помощью комплексной психологопедагогической диагностики. Диагностикой в 2022 году охвачено 527 детей МО
Алапаевское.
Комплексная психолого-педагогическая диагностика
Возраст
Специалисты
учитель-логопед
педагог-психолог
дефектолог
До 3-х лет
1
0
1
3- 5 лет
53
6
10
6-7 лет
181
130
93
Младшие школьники
3
1
8
Подростки
1
0
39
2

виды диагностик:










Диагностика учебной мотивации;
Диагностика зоны актуального развития;
Диагностика школьной зрелости;
Диагностика уровня речевого развития;
Диагностика устной и письменной речи;
Диагностика познавательного развития;
Диагностика детско-родительских отношений;
Диагностика уровня тревожности;
Диагностика трудностей в обучении.
Аналитическая справка школьной зрелости
будущих первоклассников МО Алапаевское
за 2022 год
Уровень готовности

№
п/
п

Населенный
пункт

1

МДОУ
«Коптеловский
д.с.»
Дошкольная
группа
Самоцветская
СОШ
Дошкоьная
группа
Ялунинская
СОШ
МДОУ
«Останинский
д,с.»
Д.с. № 22 пгт.
Верхняя
Синячиха
Филиал «д.с. №
22 пгт. Верхняя
Синячиха» Бубчиковский
д.с.
МДОУ д.с. п.
Заря
Филиал Д.с. п.
Заря Голубковский
Филиал Д.С. п.
Заря Кировский д.с.
Филиал д.с. п.
Заря Толмачевский
д.с.

2

3

4

5

6

7
8
9

1
0

Рекомендации

Всего
обследо
вано

Успеш
ный

Достато
чный

Условн
одостато
чный

Низкий

24

0

5

11

8

0

3

6

0

6

Повторн
ое
обучение
в ДОУ

ПМПК

8

6

2

2

3

0

1

3

3

0

0

0

0

3

1

2

2

1

-

-

-

-

-

-

-

7

0

0

4

3

1

4

14

1

7

4

2

2

2

9

0

2

4

3

1

2

13

0

4

5

4

1

4

9

2

2

5

0

0

0

3

1
1
1
2
1
3

1
4
1
5

МДОУ
«Арамашевски
й д.с.»
Филиал МДОУ
«Арамашевски
й д.с.» Деевский д.с.
Филиал МДОУ
«Арамашевски
й д.с.» Раскатихински
й д.с.

15

0

5

10

0

3

6

0

5

1

0

0

0

5

1

2

2

0

0

0

МДОУ
Костинский
д.с.
Филиал
МДОУ
«Костинский
д.с.» Невьянский
д.с.

17

0

9

7

1

Филиал МДОУ
«Костинский
д.с.» Клевакинский
д.с.
1 Филиал МДОУ
7 «Костинский
д.с.» Ярославский
д.с.
1 МДОУ детский
8 сад № 19 пгт.
Верхняя
Синячиха
1 Филиал МДОУ
9 Д.С. №19 Н.Синячиха
2 МДОУ «д.с.
0 Солнышко»
2 МДОУ «д.с.
1 Левушка»
Итого:
Не обследованы 2
ДОО по причине
отсутствия заявок
от учреждения

1
6

14

0

5

6

3

5

2

9

1

6

0

3

2

1

2

1

6

0

3

3

0

0

0

22

1

4

14

3

2

1

11

0

4

6

1

0

2

-

-

-

-

-

-

-

34

1

12

15

6

4

1

232

6

81

105

40

38

24

Результаты диагностики «Уровня школьной зрелости» будущих первоклассников
МО Алапаевское показали, что из обследованных детей по заявкам образовательных
организаций, а это 232 ребёнка, имеют: 6 д. (3,8%) – успешный уровень; 81 р. (30%) –
достаточный уровень; 105 д. (46%) – условно-достаточный; 40 д. (20.2%)– низкий
уровень. 79.8% от общего количества обследованных детей владеют успешным и
достаточным и условно достаточным уровнями подготовки к обучению в школе.
4

Рекомендовано повторное обучение в ДОО 38 дет. (37%) и 24 чел. (23%) на ПМПК из
числа воспитанников условно – достаточный и низкий уровень готовности. Проблемы в
развитии пространственно-временных представлений, причинно-следственных связей,
счетных операций, недостаточный запас представлений об окружающем мире; не
сформированы навыки звукового анализа и синтеза; необходимы занятия с логопедом и
дефектологом; уровень развития ниже возрастной нормы, выраженная задержка
познавательного развития и незрелость эмоционально-волевой сферы, рекомендованы
занятия с педагогом- психологом.
Сравнивая результаты за три года, мы наблюдаем, что все же остается значительное
количество детей «группы риска», а это дети с условно - достаточным и низким уровнем
развития.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЗА 2020 – 2021-2022 года
200

145

150

99

100

50

113
81

80

42
4

5

6

успешный
достаточный

"группа риска"

0

2020 г.(145 детей) 2021 г.(198 детей)

2022г.(232реб)

Это связано, прежде всего, с тем, что количество детей с различными проблемами
не уменьшается, идёт рост детей с ограниченными возможностями здоровья. У многих
детей нарушения носят сочетанный характер, и такие дети нуждаются в комплексной
психолого-медико-педагогической помощи. В образовательных организациях МО
Алапаевское недостаточно специалистов, а именно, психологов, логопедов, дефектологов,
которые бы на местах своевременно оказывали психолого-педагогическую помощь.
Результаты диагностики школьной зрелости подготовлены и переданы в образовательные
организации. Со всеми родителями детей не готовых к обучению в школе и с педагогами
образовательных учреждений специалисты центра провели обширную разъясняющую
работу:

Консультативные занятия с родителями и детьми.

Рекомендовано обследование на ПМПК

Индивидуальные консультации с педагогом-психологом, учителем-дефектологом
и учителем-логопедом по проблеме психофизического развития ребенка.

Методическое сопровождение родителей и педагогов по проблемам детей,
испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и
социальной адаптации.
Таким образом, диагностическое направление показывает, что большое количество
обучающихся на разных этапах развития и обучения нуждаются в коррекционноразвивающей и профилактической помощи специалистов и такая помощь детям должна
оказываться в школах, детских садах и центрах.
Коррекционно-развивающее направление
Показаниями для коррекционно-развивающей работы являлись результаты
индивидуальной диагностики. Выбор учебных программ для групповой и индивидуальной
работы связан с особенностями нарушений, выявленных в ходе диагностики.
Образовательный
процесс
осуществлялся
по
дополнительным
общеобразовательным программам коррекционно-развивающей направленности, который
5

реализовывался на базе учреждения учителями-логопедами, учителем-дефектологом,
педагогом-психологом, социальными педагогами.
Всего в рамках необходимой помощи учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
педагога-психолога, социального педагога, педагога-психолога через психологопедагогическое сопровождение в форме коррекционно-развивающих занятий, получили
230 обучающихся, из них 136 детей занимались индивидуально, 94 ребёнка - в группе. В
том числе 17 детей с ОВЗ и 6 детей-инвалидов, что составляет 10% от общего количества
детей зачисленных на коррекционные занятия. Родителям, имеющих детей со сложными
нарушениями в развитии, были предложены консультации врачей (психиатра, сурдолога,
отоларинголога, невролога, педиатра и др.), курс физиомассажа, ЛФК, лечение в НПЦ
«Бонум» и дообследованние в психиатрической больнице г. Екатеринбурга, ул.Индустрии
100.
Доля обучающихся по программам дополнительного образования детей составляет
100 %. Отношение количества обучающихся по программам дополнительного
образования к общему числу обучающихся в образовательной организации составляет
100%
В процессе сопровождения детей педагоги использовали в образовательном
процессе специальные педагогические подходы и методы комплексной психологопедагогической коррекции и социально-педагогической реабилитации.
Программы дополнительного образования детей реализуются педагогами Центра
по востребованным направлениям, в том числе в рамках взаимодействия с учреждениями
и организациями на территории МО Алапаевское.
Результаты освоения учащимися коррекционно-развивающих программам
№

1.
2.

3.
4.

Коррекционно-развивающие программы
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи
младших школьников 7-11 лет
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего
дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии
психических процессов
Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет
подготовка к школе
Коррекция нарушений речевого развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста

Процент освоения
2021-2022уч. год
65%
83%
85 %
70%

Результат освоения учащимися по дополнительным общеобразовательным
программам и программам профилактической направленности
№
1.
2.
3.

4.

Профилактическая программа
Профилактическая программа «Мой ВЫБОР» для
подростков
Дополнительная общеобразовательная программа «Я
выбираю общение» для младших школьников
Дополнительная общеобразовательная программа
«Психологическая помощь участникам образовательного
процесса, в целях повышения результатов обучения
выпускных классов»
Программа просветительской направленности «Путь к
успеху. Психологические навыки успешности на пути к
будущей профессии»

Процент освоения
2021-2022 уч. г.
88%
90%
80%

90%

6

Средний показатель результатов освоения по коррекционно-развивающихся
программам составил 76%.
Показатель результатов освоения программы профилактической направленности
составил 87%.
Результаты коррекционной работы показали положительную динамику развития у
всех детей, обучавшихся по коррекционно-развивающим программам.
Коррекционная работа проводилась в тесном сотрудничестве с педагогами и
родителями в разных формах: родительские собрания, «круглые столы», консультативные
занятия, индивидуальные и подгрупповые консультации, обучающие занятия
(практикумы), решение проблемных ситуаций «Здесь и сейчас». В помощь для
закрепления полученных знаний педагогам образовательных организаций и родителям
была предложена методическая литература и пособия:
 по развитию мелкой моторики;
 по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи;
 по автоматизации звуков;
 по развитию начальных навыков чтения.
Консультативные занятия являются одной из форм профилактики рисков для
решения проблем в обучении, особенно для детей района.
С сентября 2022 года учителем – дефектологом Соларевой Л.Ю. реализуется
дополнительная общеобразовательная программа по развитию познавательных процессов
«Формула успеха: учусь, думаю, развиваюсь» для детей с ОВЗ. Данная программа имеет
социально-педагогическую направленность. Цель программы - обеспечение комплекса
условий педагогического сопровождения процесса развития обучающихся с учётом
особых образовательных потребностей, а также обеспечение коррекции недостатков в
интеллектуальном и речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации и
интеграции в общество.
С ноября 2022 года педагог-психолог Корюкалова О.В. реализует выездную
программу в ДОУ по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
«Страна эмоций».
Несколько лет на базе ППМС-центра функционирует группа «Развитие» для
неорганизованных детей дошкольного возраста 5-7 лет. Цель - обеспечение возможности
получения «стартового образования» детям, испытывающим трудности в развитии и
социальной адаптации, через коррекционно-развивающие занятия. Осуществляется
сетевое взаимодействие с Центральной библиотекой, проводятся тематические занятия 2
раза в месяц и ФОК «Орион», педагог водит детей на плавание 1 раз в неделю. В течение
года группу посещало 8 детей.
Количественный охват неорганизованных детей по
коррекционно-развивающему направлению
за период 2020 - 2022 годы

0

2020 г.

8

8

2021 г.
2022 г.

Практиковалась следующая просветительская и консультативная работа с
родителями данной группы:

Обучающие занятия «Школа безопасности», «Безопасность ребенка в
условиях поселка», «Если ты один дома», «Тонкий лёд».
7


Родительские собрания по темам: «Требования к уровню речевого развития
при подготовке к школе», «Ребенок на пороге школы», «Делу время, потехе час»,
«Учимся, играя».

Выставка коллективного творчества родителей и детей по теме:
«Удивительный мир космоса», «Земля – наш дом», «Солдат-это звучит гордо!», «Для
любимых мам!», «Светлая Пасха», «Помним, гордимся».

Тематические занятия и экскурсии в библиотеке с детьми старшего
дошкольного возраста.

Участие с детьми во Всероссийской акции «Мы за мир».

Совместные праздники:

«День Знаний».

«Осень в гости к нам пришла».

«Наш веселый Новый год»

«Как, здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

«Мышиный переполох».

Масленица.

«Праздник весны, цветов и любви».

Выпускной «До свидания, Центр».

Инструктажи по технике безопасности с группой Развитие.

Информирование родителей, через информационный стенд, vk и группу в
Ватсап (рекомендации, памятки, буклеты).

Участие в днях правовой помощи через сайт ППМС-центра.
Анализ коррекционно-развивающей работы показывает, что при условии
регулярного посещения занятий и выполнения рекомендаций педагогов центра,
своевременная медикаментозная коррекция дает положительную динамику и результаты в
развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая
работа решалась путем взаимодействия всех участников образовательного процесса ОО и
специалистов других социальных структур.
Консультативное направление
В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые
существенно осложняют психическое развитие подрастающего поколения. Эти условия
формируются под влиянием целого комплекса социально-психологических и
биологических факторов, таких как, увеличение количества патологии беременности,
родового травматизма, неблагоприятная экологическая обстановка, неуклонный рост
количества разводов и конфликтов в семье, психолого-педагогическая некомпетентность
родителей, возрастающая интенсивность их нагрузок на работе, миграционные процессы,
происходящие в обществе и т.д.
Анализ количества обращений в ППМС-центр показывает, что приоритет
составляет самостоятельные обращения родителей (законных представителей) – 60%, 40%
- социальные структуры, образовательные организации.
В 2022 году велась работа по заявкам учреждений МО Алапаевское всего 45 заявок,
запрос от ОО: диагностика ЗАР, ШЗ, УРР – 23, тренинги с подростками – 13,
родительские собрания - 4, «круглый стол» с педагогами - 2, обучающий семинар - 3.
Заявки выполнены в полном объеме.
Тематика консультаций (обращений):
 Диагностика устной и письменной речи.
 Диагностика зоны актуального развития.
 Диагностика уровня речевого развития.
 Школьная зрелость.
8

Оказание методической помощи педагогам по психолого-педагогическому
сопровождению детей с ОВЗ в образовательном процессе.
«Круглый стол» для педагогов, тема «Особенности воспитательного процесса
подростков», «Что такое ПМПК».
Родительские собрания, темы:
 «Особенности адаптационного периода пятиклассника. Помощь родителя
ребенку»
 «Как воспитывать в детях самостоятельность и ответственность за свои
поступки»
 «Помощь родителю и ребенку при подготовке выпускных экзаменов»
 «Психологические особенности детей».
Индивидуальные консультации, темы:
 «Трудности в общении со сверстниками»
 «Отклоняющееся поведение детей, гиперактивность»
 «Определение образовательного маршрута ребенка»
 «Причины речевых нарушений и пути их устранения»
 Что делать, когда требования к обучению выросли в два раза, а учителя
рядом нет
 Буллинг. Варианты выхода из ситуации
 Принятие себя
 Неразделённая любовь
 «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»
 «Как научить ребенка говорить».
За 2022 год педагогами было проведено 1340 консультаций, из них –1130 для
родителей, для педагогов и администрации ОУ -120, для подростков –90, в том числе
экстренной службой Детского телефона доверия принято 382 звонка.
Педагогами Центра проводились профилактические беседы с семьей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации.
Темы бесед:
 Детско-родительские отношения.
 Школьная зрелость.
 Проблемы в обучении.
 Проблемы принятия себя.
 Асоциальное поведение.
 Взаимоотношения детей и родителей в семье.
 Детские возрастные кризисы.
 Проблемы воспитания и обучения несовершеннолетних детей.
 Формирование жизненной перспективы подростка.
 Профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ.
 Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.
 Непослушание, капризы, раздражительность детей.
 Как готовить ребенка к школе.
 Если ваш ребенок не говорит.
 Как помочь ребенку учиться.

9

Количество обратившихся за консультативной помощью
за период 2020-2022 годы
1468
1500

1205

родители

1130

1000
500

педагоги и
администрация
134101

120 111

120 90

подростки

0

2020 год

2021 год

2022 год

Граждане, обратившиеся за помощью, через телефон получают поддержку в форме:
консультаций специалиста, информирование об оказании образовательных услуг,
предварительная запись к педагогам, снятие психологического стресса и экстренная
психологическая помощь через службу «Телефон Доверия».

Количество обращений граждан через телефон
доверия
за период 2020- 2022 год
306

382

2020 г.
2021 г.
403

2022 г.

Консультативная работа востребована в МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское»
и проводится в разных формах, с различными возрастными группами детей, подростков и
родителями. Увеличилось количество впервые обратившихся за консультативной
помощью в Центр, т.к. проведена большая работа по популяризации услуг для населения.
Треть обратившихся за консультацией по проблемам развития и обучения обращаются
повторно, и в дальнейшем приходят со своими проблемами в воспитании и обучении
детей, получают последующие консультации.
Более интересны и значимы такие формы как тренинги, индивидуальные беседы,
родительские собрания, где дети, подростки и родители, активные участники в
обсуждении значимых для них проблем.
Профилактика - просветительское направление
Профилактика - просветительская деятельность в ППМС-центре одна из наиболее
актуальных видов работ для педагогов, т.к. именно это направление деятельности
нацелено на предупреждение проблем, связанных с отклонениями в развитии и поведении
детей. Правильная организация профилактической и просветительской деятельности
позволяет перейти на новую ступень взаимодействия в целом, т.к. все участники
образовательного процесса, находятся на нормативном уровне, что позволяет
контролировать и координировать учебный и воспитательный процесс.
Профилактика-просветительская работа была направлена на разработку
конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в
вопросах воспитания, обучения, коррекционно-развивающего сопровождения с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков с трудностями в обучении.
10

Специалистами ППМС-центра разработаны памятки родителям: «Готов ли Ваш
ребёнок к школьному обучению», «Психологические игры», «Синдром дефицита
внимания и гиперреактивности», «Какими Вы хотите видеть Ваши отношения с
ребенком?», «Что должен знать ребенок в каждом возрасте», памятки подростку «Каким
ты хочешь видеть себя в будущем? Правила и обязанности – зачем они?», «Правила
эффективного поведения в конфликте», «ТПМПК», «Методические рекомендации
педагогам по работе с одарёнными детьми», «Как воспитать у ребёнка положительное
отношение к окружающим», «Эмоциональное выгорание педагога» которые
распространены в образовательных учреждениях МО Алапаевское и размещены на сайте
учреждения.
Профилактика-просветительское направление осуществлялось с детьми,
подростками, родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации с
привлечение педагогов образовательных учреждений и других социальных
структур (ТКДНиЗП, Государственное автономное учреждение социального
обслуживания Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям
города Алапаевска», ГБУЗ СО «Алапаевская ЦРБ», Следственный комитет).
Регулярное обновление и пополнение сайта ППМС-центра и страницы в контакте.
Подтверждение страницы «В Контакте» через Госуслуги.
При социально-педагогическом сопровождении детей и их семей использовались
такие формы:
 Ранняя комплексная диагностика психологического развития, детско-родительских
отношений.
 Выездные и тематические консультации социального педагога, учителядефектолога, педагогов-психологов;
 Профилактические беседы;
Осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей
инвалидов.
Проведены мероприятия, направленные на социализацию детей-инвалидов:
 Индивидуальные консультативные и коррекционно-развивающие занятия с
логопедом, психологом, социальным педагогом.
 Участие детей с ОВЗ в празднике: «Пока мы едины, мы непобедимы».
С целью формирования родительской компетентности в течение года педагогами
ППМС-центра разработаны следующие материалы:
 Распространение методических разработок (буклеты, памятки, статьи):
 «Телефон «Доверия».
 Памятки для родителей, педагогов: разработка теста «Какой вы родитель?», «Как
помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе», Информационный буклет о ППМСцентре.
 Анкетирование педагогов и родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в
вопросах воспитания и обучения детей».
 СМИ газета «Алапаевская Искра» и «Невестник» размещены статьи: «Мы
поможем решить детские проблемы», «Сгущёнка для солдата» (оказание продуктовой
помощи на СВО), «Пока мы едины, мы непобедимы» (организация и проведение
праздника для детей с ОВЗ), «Мамам и папам» (информация о деятельности ППМСцентра).
 Подготовлены для размещения в рубрике психолога материалы по темам буллинга,
взаимоотношений родителя и ребенка, разрешения конфликтов, телефона доверия.
В течение года проведены выездные программы профилактической и
просветительной
направленности,
а
также
программа,
направленная
на
профориетационную работу с подростками для выпускных классов.
Специалисты Центра совместно с родителями и детьми участвовали в следующих
11

акциях (распространение информации):
 «Зажги синим»
 «Мы вместе»
 «Сгущёнка для солдат», сбор гуманитарной помощи для военнослужащих
 «Достояние Среднего Урала».
Всемирный день Здоровья (листовки, памятки): «Откажись от сигареты», «Знать,
чтобы жить».
Всемирный день борьбы со СПИДОМ, буклет «Как уберечься от ВИЧ-инфекции».
В рамках просветительской деятельности ЦСПСиД г. Алапаевска проводится
мероприятия, направленные на:
- профилактику социального сиротства;
- профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- повышение уровня психологического комфорта населения на обслуживаемой
территории;
- распространение информации о работе Центра.
Запланированные мероприятия в образовательных организациях реализованы в
полном объеме.
МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское» в 2022 году осуществлял
просветительскую деятельность, и являлись слушателями и участниками в следующих
мероприятиях:

Вебинар «Метод кросс-коучинг. Решение проблемного поведения
подростков
через
прямую
работу
с
их
родителями»,
23.01.22г.,
Слушатель/Дистанционно.

Вебинар «Как мотивировать ребёнка к учёбе», слушатель, Центр Ресурс,
г.Екатеринбург, 24.02.22г., Слушатель/Дистанционно.

Вебинар «Зимняя школа педагогов-психологов «Отношения в мире особого
ребёнка:
границы
и
возможности
взаимодействия»,
26.01.22г,
Сертификат/Дистанционно.

Вебинар «Профессиональная ориентация детей с ментальными
нарушениями», 25.02.22г., Центр «Ресурс»/дистанционно.

Вебинар «Требования к дополнительным общеразвивающим программам,
направляемым для включения в систему персонифицированного финансирования»,
14.04.2022г. Слушатель/Дистанционно.

Вебинар «Познавательное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС
ДО: учим мыслить логически», Педсовет, Всероссийский учебно-методический
портал, 20.05.22г. , Слушатель/Дистанционно.

Вебинар «Процедура обследования обучающихся с девиантным поведением.
Подготовка заключения ПМПК», 03.06.2022г., Слушатель/Дистанционно.

Вебинар «Создание специальных образовательных условий для
обучающихся с ЗПР», Центр «Ресурс».

Семинар «Ребёнок не говорит, что делать?», ВАШ ЛОГОПЕД.

Вебинар «Коррекция ламбдацизма по авторской системе», Ткаченко Т.А..

Вебинар «Дети с ОВЗ в школе: правовые нормы и практика». Частное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«ЛОГОПЕД-ПРОФИ». (учитель – логопед).

Вебинар «Эмоционально незрелые родители. Распознавание и помощь»,
21.12.22г.

Межрегиональный
семинар
по
поддержке
школ
с
низкими
образовательными результатами и функционирующими в неблагоприятных
социальных условиях «Формирование системы профилактики школьной не
успешности».
12


Областной семинар «Коррекционная помощь с нарушениями поведения и
деятельности через активные формы взаимодействия», Сертификат/Очно.

Участие в Областной конференции: «Оказание психологической помощи в
семьях мобилизованных «, г.Екатеринбург/очно
Участие в областной онлайн конференции ППМС-центров Свердловской области.
Участие в областных совещаниях/семинарах по ПМПК Свердловской области
проводимых ГБУСО «ППМС центр Ресурс»:
 «Рабочее совещание по обсуждению актуальных вопросов деятельности ПМПК»
(10.03.22г).
 «Порядок организации государственной итоговой аттестации для выпускников 9
классов»(16.03.22г).
 «Общие вопросы по формированию заключений ПМПК для прохождения
итоговой аттестации учеников 9-11 классов»(15.04.22г).
 «Организация деятельности ПМПК в 2022-2023 учебном году», Министерство
образования, ЦПМПК.
Участие в Слёте волонтёрских объединений «Мы вместе» на базе МО город
Алапаевск и МО Алапаевское, участник.
Выступление на совещании с заместителями директоров ОО по воспитательной
работе.
Участие в ВКС, областное методическое объединение «Организация проектной
деятельности обучающихся в условиях инклюзивного образования», участники педагоги –
психологи и учитель-дефектолог.
Участие в семинаре на базе ГАНОУ СО «Дворец молодежи», по теме
«Профориентация обучающихся: тенденции и тренды» 1 педагог - психолог.
Участие в вебинаре «Как научить ребёнка быстро читать». Онлайн-Регина
Каримова, г.Москва. (учитель – дефектолог).
В реализации социальных проектов муниципального и регионального уровня по
направлениям деятельности организации - развития волонтерского движения, пропаганды
ЗОЖ, школьных служб примирения.
По запросу Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области проведены и обработаны мониторинги: «О деятельности служб медиации на
территории МО Алапаевское за 2021год», «Актуального состояния оказания
логопедической помощи в ОО за 2021год».
Специалистами ППМС-центра
разработаны информационно-методические
материалы по предоставлению психолого-педагогической помощи обучающимся,
родителям обучающихся, которые размещены на официальном сайте и страницах в
социальных сетях ППМС-центра, а также памятки родителю «Какими Вы хотите видеть
Ваши отношения с ребенком?», памятки подростку «Каким ты хочешь видеть себя в
будущем? Правила и обязанности – зачем они?», «Правила эффективного поведения в
конфликте», которые распространены в образовательных учреждениях МО Алапаевское и
размещены на сайте учреждения.
Участие педагогов в конкурсах:
В отчётном периоде педагоги Центра повышали уровень профессионального
мастерства, участвуя в следующих конкурсах:

Участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства
«Фестиваль педагогических идей», Диплом 3 место, 12.02.22-10.03.22г

Участие в Муниципальном конкурсе «Мастер-класс», 10.02.22-02.03.22г.

Участие в Блиц - олимпиаде: «Технологии диагностики нарушений
звукопроизношения», 07.04.2022г., Диплом (1 место) /Дистанционно.

«ИКТ - компетенции современного педагога», Альманах педагога. Диплом,
сентябрь 2022г.
13


Всероссийский конкурс «Конспект логопедического занятия по ФГОС»,
АНО «Научно-образовательный центр педагогических проектов», Диплом 1
степери.
Работа по профилактическим направлениям востребована, и она совершенствуется
ежегодно. За отчетный период количество участников образовательного процесса,
принявших участие в профилактической работе разной тематики, увеличилось, что
отражено в сравнительном анализе профилактической и просветительской деятельности
за период 2020-2022 годы.
Сравнительный анализ профилактико-просветительской
деятельности за период 2020-2022 годы
13

14
12

10

10

6
4
2

4

3

"круглый стол"

8

7

7

8

семинары

10

5
3

6

5
3

0

0

2020 г.

2021 г.

4

2

5

родительские собрания
конференции

конкурсы
ПМПк

0

2022 г.

С целью обмена положительным опытом коллектив Центра принимал активное
участие в муниципальных методических объединениях МО Алапаевское коррекционной
педагогики, руководителем ММО МО Алапаевское по коррекционной педагогике
является педагог-психолог центра Романова Л.В.
- Выступление наших педагогов по обмену опытом в областном практикоориентированном семинаре по теме «Коррекционно-педагогическая помощь детям с
нарушениями поведения и деятельности через активные формы взаимодействия» ГБОУ
«Центр «Дар»».
Курсы повышения квалификации:
Курсы повышения квалификации прошли 7 сотрудников Центра.
 «Современные методы урегулирования конфликтных ситуаций в ОО посредствам
медиации», Санкт-Петербург Институт ДПО «Смольный», Сертификат 72 часа.
 «Организация и содержание логопедической работы с детьми в дошкольных
образовательных организациях»(18.12.21-24.12.21г), Санкт-Петербург Институт
ДПО «Смольный», Сертификат 36 часов.
 «Музыкальная терапия», Институт ДИАНАЛИЗ г. Новосибирск, Сертификат
22часа.
 «ФГОС ООО: обновление содержания и технологии реализации», МОУ «ВССОШ
№2», август 2022, Сертификат 24ч.
 «Применение игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
в условиях ДОО», Московский институт коррекционной педагогики
«Дефектология Проф», Сертификат 108 ч.
 Курс «Возможности Nelegram», Форум «Педагоги России: инновации в
образовании», Сертификат 20ч.
 «Вызывание речи. Авторская структура занятия», Центр развития и коррекции
«Династия», Сертификат 4 ч.
В течение учебного года проводилась работа по повышению профессиональной
компетентности педагогов посредством участия в обучающих вебинарах, научнопрактических конференциях.
14

Экспертное направление
Педагоги Центра систематически участвуют в экспертной деятельности:

Участие в экспертной комиссии по аттестации педагогических работников.
На базе ППМС-центра функционирует территориальная психолого-медикопедагогическая комиссия МО Алапаевское. Проведено комплексное обследование детей с
ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении,
подготовлены рекомендации по оказанию детям психолого-педагогической помощи и
организации их обучения и воспитания. На ТПМПК МО Алапаевское обследовано 170
детей.

Впервые обследовано - 80 человек.

Повторно обследовано - 90 человек.
Специалистами ТПМПК даны рекомендации, как родителям, так и педагогам по
сопровождению детей с ОВЗ в образовательном процессе:

Особенности организации образования.

Специальные образовательные условия.

Психолого-педагогическая коррекция.

Медицинское сопровождение.
Оказана консультативная помощь по вопросам:

Трудности в обучении.

Создание условий для проведения ГИА.

Основание для выбора форм ГИА.

Социальная адаптация детей с ОВЗ.
Востребованность логопедической, психологической и коррекционной помощи со
стороны родителей не уменьшилась, создается система раннего выявления и коррекции
нарушений в развитии детей.
Характеристика предметно-пространственной среды и материальнотехнического обеспечения МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское»
Здание, в котором располагается Центр, находится в центре поселка, недалеко от
ЦРБ, что удобно для посещения, как жителям поселка, так и района. Центр занимает
помещение общей площадью 286 кв. метров. С целью создания условий для реализации
образовательной деятельности помещение оборудовано мебелью и методическими
материалами, пособиями.
В Центре созданы условия, отвечающие требованиям СанПиН:
- помещения имеют естественное освещение;
- здание оборудовано системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и
горячего водоснабжения, канализацией, водостоками;
- содержание занятий и время их проведения соответствуют возрастным
особенностям детей и способствуют их гармоничному развитию;
- физическое воспитание детей направлено на улучшение состояния здоровья и
физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма,
формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
Прием заявлений для поступления в дополнительное образовательное учреждение
производится в течение календарного года.
Для проведения индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционноразвивающих занятий используются здоровьесберегающие и инновационные технологии.
Кабинеты Центра оборудованы согласно функциональным назначениям. Имеются
кабинет для педагога-психолога, учебный кабинет для социального педагога, два кабинета
для учителя-логопеда, кабинет консультаций для учителя-дефектолога, оборудованный
15

кабинет территориальной ПМПК МО Алапаевское, раздевалка и две приемные для
посетителей.
Положительные тенденции в деятельности Центра:
- активизировалось наполнение официального сайта учреждения в сети интернет в
соответствии с законодательством, в том числе работает раздел обратной связи,
- в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 "Об утверждении
Требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления
информации" для размещения информации на сайте создан специальный раздел
"Сведения об образовательной организации", страницы которого доступны без
дополнительной регистрации. Специальный раздел включает в себя ряд подразделов, в
числе которых: "Основные сведения"; "Структура и органы управления образовательной
организацией"; "Документы"; "Руководство. Педагогический (научно-педагогический)
состав"; "Платные образовательные услуги"; "Вакантные места для приема (перевода)
обучающихся"; "Доступная среда"; "Международное сотрудничество" и другие. Сайт
имеет версию для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья по зрению).
- Центр пополнен наглядно – дидактическим материалом, «работают»
информационные стенды: «Пожарная безопасность», «Уголок безопасности», «Для вас
родители», «Информационный стенд МОУ ДО «ППМС-центр МО Алапаевское», где
своевременно размещается информация для родителей, педагогов, посетителей,
- ведется электронная база данных по детям с ОВЗ, прошедших обследование в
ТПМПК и получивших психолого-педагогическую помощь у педагогов Центра, что
помогает в организации коррекционных мероприятий;
- в Центре начали реализовываться новые образовательные программы работы с
воспитателями и педагогами образовательных учреждений МО Алапаевское с целью
повышения психологической грамотности педагогов в работе с детьми.
ППМС - центр в рамках реализации государственной программы Свердловской
области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года» и в
соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018г. № 164-Д «О реализации мероприятия «реализация
пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области», получил
оборудование
для
обследования
детей
территориальной
психолого-медикопедагогической комиссией МО Алапаевское. В Центре созданы условия для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии.
Центр работает в тесном сотрудничестве со всеми общеобразовательными
организациями МО Алапаевское, дошкольными образовательными организациями МО
Алапаевское, Территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их
прав Алапаевского района, Управлением социальной политики г. Алапаевска и
Алапаевского района, ГБУЗСО «Алапаевская ЦРБ», общественными организациями пгт.
Верхняя Синячиха.
Выводы
Муниципальное задание за 2022год Центром с учётом количественных и
качественных целевых показателей выполнено в полном объёме. В течение 2022 года
Центр обеспечивал реализацию дополнительных общеобразовательных программ
коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской направленности,
предоставлял услуги психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
развитии и социальной адаптации.
16

ППМС-центр
располагает
необходимыми
организационно-правовыми
документами на ведение образовательной деятельности, реальные условия, которые
соответствуют требованиям, содержащимся в них.
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Уставом
и лицензией на право осуществления образовательной деятельности. Воспитательная и
образовательная система ППМС-центра ориентирована на формирование у родителей
позитивного отношения к учреждению, на их активное участие в образовательном
процессе. Тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса
способствует оказанию комплексной психолого-педагогической и медико-социальной
помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации.
Повышение профессионального уровня педагогов Центра содействует укреплению
социально-профессионального статуса педагога, обобщению и распространению
положительного опыта в профессиональной среде. В итоге повышается психологопедагогическая компетентность всех участников образовательного процесса, правовая
осведомленность родителей и педагогов, что в конечном итоге помогает повышению
качества образования.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».